Заслуги Ломоносова перед русской школой

Ломоносов выделял природные дарования:

- душевные (речь, мышление, память и др.)

- телесные (физические способности)

По мнению ученого умственные задатки являются доброй землей «к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодородной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно .».

В своей педагогической практике Ломоносов «неспособных» выявлял в начале учения. Так, если кто-то из учеников «из-за длительной болезни или по недостатку способностей долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно прояв­лял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпу­стить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы». Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то «следует применить все надле­жащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках».

Ломоносов был убежден, что при­рода ребенка многообразна: «Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно». Он реко­мендовал познавать природные особенности людей различного возрас­та, поскольку «дети на приятные и нежные вещи обращаются и склон­нее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее при­ведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страс-тьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых». Природные особен­ности детей Ломоносов считал основой и источником их развития. Поэтому он был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом их склонностей.

Формирование человека Ломоносов тесно связывал с конкретными социально-историческими условиями его жизни, уровнем развития общества в целом. Среда, общественные потребности, по мнению уче­ного, очень влияют на становление личности.

Материалистическое мировоззрение позволило Ломоносову опре­делить воспитание главным фактором развития человека: « .молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Критичес­кое осмысление воспитательно-образовательных теорий дало возмож­ность Ломоносову проникнуть в механизм формирования личности.

Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бес­корыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Исходя из принципов гуманизма

и народности

, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, благодар­ность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосерде­чие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях чело­веческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывал совершать добрые поступ­ки, чтобы через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13