Заслуги Ломоносова перед русской школой

1)исторические, для ознакомления с правом народов, что в других местах напрасно относят к ведению факультета философского;

2) по практической философии;

3) по политике;

4) по публичному и частному праву;

5) русское право.

На медицинском факультете должны читаться:

1) анатомия с физиологи­ей;

2) химия;

3) ботаника;

4) практическая медицина.

На философском факультете следует обучать слушателей:

1) обоим красноречиям;

2) должен быть прочитан курс всеобщей философии;

3) также математи­ки;

4) должна быть изложена экспериментальная и догматическая физика;

5) механика;

6) астрономия».

В отличие от западноевропейс­ких университетов Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от бого­словского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки пре­подаются только в подведомственных ему школах .».

Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация на общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении числа университетских кафедр исходить не из количе­ства имевшихся в то время кандидатов, пригодных для замещения про­фессорских вакансий, а из потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета служил во все будущие годы».

Ломоносов распространил сочинения великого чеш­ского педагога Я. А. Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского универ­ситета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768 году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.

Некоторые итоги педагогической деятельности подвел сам Ломо­носов в отчете «О завершенных и незавершенных научных и литера­турных работах»: «В Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном состоянии, затем что

1)жалованье им давалось в руки, которое брали к себе их родители или свойственники и держали больше на себя, нежели на школьников, так что в школы приходили в бедных рубищах, претерпевали наготу и стужу, и стыдно было показать их посторонним людям; притом же пища их была весьма бедная, и чуть иногда хлеб с водою, в таких обстоятельствах наука мало шла им в голову;

2)да и времени им к тому не было, затем что дома должны были служить отцу и матери для бедности, а в Гимна­зию ходя по дальнему расстоянию, теряли лучшие часы и всегда случай имели резвиться и от школы отгуливать.

Итак, не дивно, что чрез семь лет не было произведено из Гимназии в университетские студенты ни единого человека. Но после поручения оной Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оныя неудобства отвра­щены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и студенты, в общежитие, снабдены приличною одеждою и общим довольным сто­лом по мере определенного им жалованья, не теряют времени ни ходь­бою на дом, ни службою родителям, ни заочною резвостию, будучи у инспектора Гимназии и нарочных надзирателей перед глазами в одном доме . И, наконец, сочинены для каждого класса особливые инструк­ции учителям, и обще для всей гимназии — регламент с совета профес­соров, которыми свидетельствован и опробован от его сиятельства г. президента, и по нему учение в Гимназии производится с несравне­нно лучшим успехом, ибо в три года произведено из Гимназии в универ­ситетские студенты 17 человек экзаменованных и удостоенных про­фессорами».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10