Заслуги Ломоносова перед русской школой

Выступая против­ником абстрактных знаний, он доказывал, что практика является осно­вой познания, а человеческое познание определяется общественными потребностями. Практическая деятельность развивает чувственное восприятие и абстрактное мышление. Посвятив свою жизнь научному познанию мира, Ломоносов сформулировал один из главных принци­пов материалистической гносеологии: «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех спо­соб к изысканию правды».

Материалистический подход к пониманию мира позволил Ломоно­сову выдвинуть идею всестороннего изучения самого человека. «Ибо как может рассуждать о теле человеческом,— писал он,— не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положе­ния мышцей для движения, ни распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов сего чудного строения?». Он обратил внимание исследователей на понимание внутренних процессов, происходящих в человеческом орга­низме при функционировании органов чувств и головного мозга.

Счи­тая, что познание связано с воздействием предмета на органы чувств, он подчеркивал, что благодаря «зрению, слышанию, обонянию, вкушению, осязанию» возможно чувственное восприятие мира челове­ком. Кроме того, он разработал концепцию ощущений и выдвинул идею о механизме передачи возбуждения от органов чувств к голов­ному мозгу: «Жизненные соки в нервах таковым движением возве­щают в голову бывающие на концах их перемены, сцепясь с прикаса­ющимися им внешних тел частицами. Сие происходит нечувствитель­ным временем для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозгу. Ибо по механическим законам известно, что многие тысячи таковых шаров или колес, когда они стоят в совмест­ном сцеплении беспрерывно, должны с одним повернутым внешнею силою вертеться, с остановленным остановиться и с ним купно умно­жать или умалять скорость движения. Таковым образом, кислая мате­рия, в нервах языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами сцепляется, перемену движения производит и в мозге оную представляет. Таким образом рождается обоняние».

В работе «Введе­ние в истинную физическую химию» Ломоносов, охарактеризовав сложные физиологические процессы, раскрыл материалистическую сущность работы нервной системы.

Заслугой ученого явилось обращение к исследованию проблем человека с позиций материализма, психологии, физиологии и педаго­гики в их совокупности. Именно такой подход, по мнению Ломоносова, позволял получить объективные данные о человеке, которые необхо­димо знать педагогам.

Ломоносов выступал против внедрения в обучение религиозных идей, отвергал их догматизм, осво­бождал науку от воздействия религии, ослаблял ее влияние на народ­ные массы. В письме к И. И. Шувалову (1754) о создании Московского университета, в «Предположениях об устройстве и уставе Петербург­ской Академии» (1764) он обосновал идею светскости образования, отстаивая необходимость получения молодым поколением основ науч­ных знаний.

В исследовании проблем «человек и природа», «человек и обще­ство» Ломоносов опирался на принцип природосообразности. Он счи­тал, что воспитатель в своей деятельности должен руководстоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Отстаивая идею о значении природных способностей в развитии и формировании человека, он писал в «Кратком руководстве к красноречию»: «Что чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали».

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12