Заслуги Ломоносова перед русской школой

Ломоносов имел все основания утверждать, что доверен­ные ему университет и гимназия, «невзирая на великие соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке».

Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во мно­гом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

Источником формирования педагогических идей Ломоносова яви­лись прогрессивные взгляды выдающихся мыслителей эпох антично­сти, Возрождения, Просвещения. Не случайно в центр своих социаль­ных идей он поставил изучение человека как части природы. Он был первым русским педагогом, разработавшим педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание.

Естественно-научный материализм Ломоносова характеризуется наличием в нем элементов диалектики. Причины изменений в объек­тивном мире ученый видел внутри самих явлений. Он вплотную подо­шел к пониманию внутренних противоречий как источника развития мира. Гениальным является диалектическое утверждение Ломоносова о единстве материи и движения. Выда­ющимся является открытие Ломоносовым закона о сохранении мате­рии и движения: «Но все встречающиеся в природе изменения происхо­дят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столь же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько соообщает другому, им двинуто­му».

Исследователи мировоззрения Ломоносова (С. И. Вавилов, Г. С. Васецкий, Н. Ф. Уткина, И. А. Чудинов) считают, что элементы диа­лектики ярко проявились в его теории познания, В «Программе» чтения публичных лекций, которую Ломоносов составил в июне 1746 года, он писал:

« . блаженства человеческие увеличены и в высшее достоин­ство приведены быть могут яснейшим и подробнейшим познанием натуры, которого источник есть натуральная философия, обще назы­ваемая физика». Ломоносов считал, что следует проникать в сущность различных процессов, понимать их причины, взаимосвязи: «Но кто притом представляет еще всесильного строителя и начальника натуры, взирает просвещенным и проницающим оком в сокровенные внутрен­ности многообразных тварей, видит взаимным союзом соединенные и стройным чином расположенные их части, таинства иным несведомые, в которых непостижима зиждителева премудрость тем великолепнее является, чем тончае есть оных строение, тот не токмо легкими кри-лами благоговения к небу восхищается, но и сам якобы в некое обоже-ние приходит».

Главными составными частями познания Ломоносов считал чув­ственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Он обратил внимание на то, что с помощью чувственного восприятия отражаются в сознании только внешние стороны предме­тов и явлений. Поэтому для познания объекта недостаточно простого его созерцания. Важными являются абстрагирование и обобщение, которые приводят к формированию понятий. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем .».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11