ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В комплексное занятие по прикладной подготовке включают уп­ражнения для развития профессионально важных качеств и навы­ков 'в различных сочетаниях с учетом их реальной взаимосвязи в ус­ловиях профессиональной деятельности, а также закономерностей переноса тренированности.

Специализированное занятие (учебное, тренировоч­ное) — форма занятий, имеющая строгую направленность. Оно включает обучение вспомогательно-прикладным навыкам, совершенствование их, углубленное развитие отдельных физических ка­честв.

Специализированные занятия проводятся, когда организацион­но трудно или методически нецелесообразно совмещать обучение по отдельным разделам профессионально-прикладной физической подготовки, когда необходимо воздействие на отдельные функциональ­ные системы и органы, чтобы получить наибольший эффект в их развитии. В занятиях с предельной интенсивностью предусматрива­ют расширенную подготовительную и заключительную части.

В процессе плановых занятий перед выполнением прикладных упражнений полезно сообщать теоретические сведения по изучаемо­му виду профессионально-прикладной физической подготовки. Эти вопросы можно рассматривать также на специальном теоретиче­ском занятии.

Утренние физические упражнения (зарядка) для учащихся профтехучилищ преследуют не только гигиенические, но и тренировочные цели. Проводимые на открытом воздухе, они имеют и большое закаливающее значение.

Зарядка должна включать как общеразвивающие упражнения гигиенического характера и повышающие разностороннюю физиче­скую подготовленность, так и специальные прикладные упражне­ния. Последние применяют с целью тренировки, и в этом случае за­дачи обучения не ставятся.

Утренние физические упражнения должны быть плановыми. Каждый вариант зарядки разрабатывается со специальной направ­ленностью. Комплексы упражнений через определенный промежу­ток времени необходимо изменять в зависимости от сезонно-климатических условий, содержания учебных занятий по физической под­готовке и ряда других причин. На утренние физические упражнения обычно отводится от 20 до 30 мин.

Соревнования — действенная форма профессионально-прикладной физической подготовки, воспитывающая волевые каче­ства: целеустремленность, инициативность, решительность, сме­лость, самообладание, способность стойко переносить большие и предельные физические нагрузки. Соревнования помогают совер­шенствовать физические качества и прикладные навыки в обстанов­ке спортивной борьбы. По степени прикладности соревнования бы­вают спортивные и спортивно-прикладные. Спортивные только кос­венно отражают специфические особенности той или иной деятель­ности (для лиц, управляющих скоростным транспортом,—состя­зания по горнолыжному спорту, баскетболу и другим спортивным играм; для строительных рабочих—по акробатике, гимнастике). Спортивно-прикладные отличаются от спортивных тем, что в их со­держание входят физические упражнения, специфичные для той или иной профессии (для водников — состязания по водным видам спорта). Большое значение для профессиональной подготовки учащихся имеет массовое целенаправленное физическое совершенствование путем занятий в спортивных секциях по различным видам спорта. Секции организуются, как правило, с учетом особенностей профес­сии. Занятия в секциях содействуют повышению уровня развития у учащихся профессионально важных качеств и навыков.

Учет успеваемости.

На начальном этапе прикладной физической подготовки проверкой выявляют исходный уровень развития про­фессионально важных качеств и навыков у учащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать и вести учебный процесс. С учетом выявленных да.нных составляют доку­менты планирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают ин­дивидуальные учебные задания и нагрузку и др.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8