ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Требование профилирования педагогического процесса нашло свое отражение в программе по физическому воспитанию учащихся профессионально-технических училищ. Один из разделов програм­мы составляет профессионально-прикладная физическая подготов­ка. Ее место в учебном процессе в каждом училище определяется спецификой той профессии, по которой готовят рабочие кадры.

Сущность профессионально-прикладной физической подготовки заключается в направленности педагогического процесса на углуб­ленное развитие у учащихся физических и психических качеств и двигательных навыков, особенно важных для .повышения эффек­тивности профессионального обучения и обеспечения в дальнейшем высокой и устойчивой профессиональной работоспособности. Общая разносторонняя физическая .подготовка составляет основу и профес­сионально-прикладной физической подготовки.

В программе по физическому воспитанию указаны такие задачи прикладной физической подготовки учащихся профессионально-технических училищ:

- развитие у учащихся физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

- формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;

- повышение устойчивости организма к внешним воздействиям ус­ловий труда;

- воспитание у учащихся специфических волевых и других психи­ческих качеств.

Указанные задачи должны решаться в единстве с общевоспита­тельными и профессионально-образовательными. Конкретизировать их следует с учетом особенностей профессии.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки.

В качестве средств прикладной физической подготовки используют главным образом физические упражнения, отражающие особенно­сти будущей трудовой деятельности. В зависимости от методиче­ской организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный трениро­вочный эффект. Исходя из этого средства прикладной физической подготовки систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения 'конкретных .педагогических задач.

Для развития профессионально важных физических качеств при­меняют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и сило­вую выносливость, на координацию движений и др. Это главным об­разом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С по­мощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физиче­ские качества, требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-при­кладных навыков применяют так называемые естественные движе­ния (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из при­кладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздейст­виям внешней среды можно, применяя соответствующие упражне­ния, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. На­пример, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнения­ми, сопровождающимися значительным теплообразованием: про­должительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, конь­ках, спортивными играми, фехтованием.

Для совершенствования психических качеств—волевых, внима­ния, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мы­шечных усилий и других — большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными ви­дами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и сте­пень их проявления. Например, бокс, спортивные игры вырабатыва­ют точность времени реакции на движущийся объект, быстроту дви­гательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точ­ность мышечных усилий при действии руками и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7