ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Другой вид переноса качеств состоит в том, что при тренировке работе мышц одной стороны тела увеличивается работоспособность симметричных не упражнявшихся мышц. Благодаря этому перенос;) достигается .прирост силы, быстроты движений, выносливости (в среднем 70—80%) и, кроме того, повышение мышечного тонуса улучшение координации движений и др. Использование возможностей механизма такого переноса, в частности для развития координации рабочих движений, представляет собой один из методических путей в совершенствовании профессиональных качеств и может найти свое практическое применение в прикладной физической подготовке, например, при обучении профессиям сборщиков точных приборов и аппаратуры.

Выше отмечалось, что повышение устойчивости, организма чело-

века к действию неблагоприятных факторов внешней среды можно обеспечить путем использования соответствующего механизма пере­носа эффекта физической тренировки. Однако следует подчеркнуть, что повышенная сопротивляемость организма, достигнутая в ре­зультате тренировки, требует для своего развития систематических упражнений на протяжении длительного времени (несколько ме­сяцев).

Перенос при функционировании сформированных навыков ха­рактеризуется, способностью применить их в иных, изменившихся условиях. Речь здесь 'идет о прикладных навыках, которыми овладе­вают учащиеся в процессе физического воспитания с целью дальней­шего их 'применения как «фоновых» 'в трудовой деятельности (на­пример, навыках лазания у рабочих-строителей).

Установлено, что с увеличением прочности, стабилизации двига­тельного навыка возрастает его положительный и ослабевает отри­цательный перенос. Положительный перенос при функционировании находится также в прямой зависимости от гибкости, приспособительности и, следовательно, переключаемости выработанного дви­гательного навыка. В силу отмеченной связи вариативность условий обучения, осуществляемая на этапе совершенствования, способст­вует последующему переносу умений и навыков.

Итак, учет закономерностей переноса тренированности — необ­ходимое условие обоснованного подбора средств профессионально-прикладной физической подготовки для направленного развития ор­ганизма. Сознательное управление процессами переноса позволяет успешнее решать поставленные задачи.

При подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки необходимо исходить из критерия однонаправленности воздействия на функциональные системы организма специальных упражнений и конкретного процесса труда и его условий, а также критерия непосредственной прикладности изучаемых форм движе­ний для данной профессиональной деятельности. Последний крите­рий учитывается при подборе упражнений для формирования вспо­могательно-прикладных двигательных навыков.

Подбор средств на основе выделенных критериев будет как бы моделировать ('воспроизводить) рабочие нагрузки, ситуации выпол­нения действий, отдельные вспомогательно-прикладные формы дви­жений и условия деятельности, присущие конкретной профессии.

Однако такой подбор средств и их использование отнюдь не означает имитацию трудовых движений в целом или по элементам.

Применение критериев подбора специальных средств требует точных знаний психофизиологических особенностей конкретной профессиональной деятельности и обусловливающих их причин.

В процессе трудовой деятельности все системы организма чело­века приходят в состояние активности. Однако каждый трудовой процесс характеризуется преимущественным напряжением опреде­ленных функциональных систем: корковых и подкорковых механиз­мов центральной нервной системы, вегетативных функций, опреде­ленных групп мышц и т. д. В результате этого функциональные системы организма в неодинаковой степени участвуют в процессе тру­да, что и приводит к образованию специфических структур психиче­ских и физических качеств у представителей различных профессий. Все специфические качества, входящие в такие структуры, принято называть профессиональными. Причем в каждой структуре качеств (способностей) выделяют ведущие — центральные звенья, которым принадлежит решающая роль в обеспечении высокой работоспособ­ности и достижении профессионального мастерства.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8