Влияние способностей на педагогическую умелость

научить учащихся при решении учебных задач упрощать их, фор­мулировать новые задачи, усложнять их и самостоятельно решать. Установлено, что малоспособные учителя умеют выделять учебные задачи (которые будут самостоятельно решать учащиеся) только в некоторых темах, но не формулируют их перед учащимися на за­нятии. Или же вычленяют большое число учебных задач, но тоже не формулируют их перед учащимися, неся активную нагрузку в деятельности на себе.

Педагоги среднего уровня результативности вычленяют учеб­ные задачи и формулируют их перед учащимися лишь по некото­рым разделам курса, делают это не систематически.

У педагогов высокого уровня деятельности формулирование учебных задач и обучение этому учащихся, обучение составлению задач, их упрощению и усложнению являются постоянными эле­ментами работы. Поясним это положение. Типичной ошибкой педа­гогов, не владеющих мастерством, является представление о том, что при решении педагогической задачи важнейшим является взаимодействие педагог — учащийся

. При этом учащийся ложно рас­сматривается как объект воздействия педагога, а не как субъект деятельности. Отсюда другая посылка — будто путем только сло­весного воздействия (пусть эмоционального, яркого) можно воспи­тать человека. Наиболее ложным и широко распространенным яв­ляется представление, будто все зависит от активности самого пе­дагога, от того, как он двигается, говорит, поднимает учащихся с мест. Активность педагога подчас санкционирует и маскирует пас­сивность учащихся, ослабляет возможности взаимодействия уча­щихся с объектами собственной деятельности, содержанием кото­рого является предмет познания учащихся. Активная деятельность учащихся подготавливается взаимодействием педагог — учебная информация. Педагог конструирует будущую деятельность учаще­гося на основании предварительного «проигрывания» различных вариантов и выбора наиболее оптимального. Однако советскими психологами (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюх) доказано, что психика человека формируется в деятельности, во взаимодействии с объектами его познания, труда и общения. Взаи­модействие с объектами деятельности и познания способствует раз­витию учащегося, а новый уровень развития, в свою очередь, со­здает возможности для взаимодействия с новыми объектами. Сле­довательно, чтобы содействовать развитию учащихся, педагог дол­жен таким образом ставить их в условия взаимодействия с объек­тами познания, общения и труда, чтобы учащиеся при этом вынуж­дены были самостоятельно искать выход из затруднений и тупиков.

Д. Б. Эльконин называл задачи, которые приходится решать учащемуся, учебными. Основное их отличие он видел в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъ­екта, заключающемся в овладении субъектом определенными спо­собами действия. Мы называем учебными все задачи, решаемые учащимися, в том числе в трудовой, игровой, общественно полез­ной деятельности, специально организованной в целях формирова­ния у учащегося определенных способов действий. Значение имен­но этого уровня взаимодействия: учащийся — объекты его обще­ния, познания, труда (основного для развития учащихся) — чаще всего и недооценивают неумелые педагоги. Между тем учет педаго­гом именно этого уровня взаимодействия, как на учебных занятиях, так и во внеучебное время — важная предпосылка успешного ре­шения педагогических задач.

Педагогические задачи как бы замыкают в себе учебные зада­чи. Если учебная задача предполагает необходимость сознательно­го поиска соответствующего средства для достижения ясно види­мой, но непосредственно недоступной цели, то для педагога цель предъявляемой учащемуся учебной задачи должна быть ясна: это то, что он хочет сформировать у учащегося, заставляя его решать ту или иную учебную задачу. «Центр тяжести» в педагогической задаче, в отличие от учебной, состоит в том, чтобы на основании анализа педагогической ситуации правильно сформулировать педа­гогические задачи и выстроить учебные задачи таким образом, что­бы в результате их решения у учащихся формировались искомые качества.

Современный педагог имеет дело с группами учащихся, поэто­му его профессионализм заключается в том, чтобы уметь использовать взаимодействие учащегося с группой и группы с учащимся в целях получения искомого педагогического результата. Организация взаимодействия учащийся — группа и группа — учащийся также требует организаторских умений. А поскольку педагог пред­стает перед группой учащихся представителем сложного педагоги­ческого ансамбля, то от его организаторских умений зависит уси­ление или ослабление педагогического эффекта взаимодействия. Глубокое понимание и ясное представление сложной динамической системы связей и отношений, в которых находятся учащиеся в шко­ле, дома, на улице, позволяют педагогу точно оценивать текущую ситуацию, правильно формулировать возникшую перед ним педаго­гическую проблему, вскрывать причины, ее вызвавшие, ставить пе­дагогические задачи и находить эффективные методы их разреше­ния. И все это требует организаторских умений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5