Влияние способностей на педагогическую умелость

Педагогическое мастерство, состоящее в продуктивном реше­нии педагогических задач связано с умением за отводимое на про­цесс обучения время поднять на новый уровень обученности, вос­питанности всех или подавляющее большинство учащихся. Оно проявляется, прежде всего, в системе и последовательности педагогически целесообразных действий, в умении реализовать педаго­гическую систему знаний в работе с учащимися.

Установлена зависимость между результативностью педагога и мерой сформированности у него умений, которые можно объеди­нить в пять компонентов деятельности: гностические, проектиро­вочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские. В случае низкого уровня сформированности всех названных ком­понентов деятельности или несформированности одного из них не­возможно продуктивное решение педагогической задачи, а следо­вательно, и достижение искомых результатов.

Гностические, или познавательные, исследовательские умения-» лежат в основе всех других и включают умения анализировать пе­дагогическую ситуацию, формулировать стратегические, тактиче­ские и оперативные задачи в области воспитания и обучения; вырабатывать стратегии их решения, оценивать продуктивные и не­продуктивные проекты решения и способы их реализации, заново формулировать педагогические задачи и искать более продуктив­ные пути их решения. Гностические умения необходимы на всех этапах решения педагогической задачи. Достаточно высокий уро­вень их сформированностн обеспечивает ту самую, столь необходи­мую, обратную связь, без которой невозможно управление учебно-воспитательным процессом; Результативность деятельности тесно связана с глубиной анализа педагогической ситуации и способам»-формулирования ПЗ. Низкий уровень способностей проявляется в том, что учитель, несмотря на опыт, стаж работы, не умеет анализировать педагогическую ситуацию в полном объеме. Главным предметом его анализа является учебная информация в книге, науке. Учащийся воспринимается им как объект воздействия, в за­дачу которого входит усвоение сообщаемой педагогом учебной ин­формации.

Способных отличает довольно быстрый переход к осмыслению цели собственной деятельности, творческой оценке учебной инфор­мации и изменению стратегии композиционного ее построения ис­ходя из цели. Только на этом уровне сформированности гностиче­ских умений начинается педагогическое творчество, которое тем не менее еще не приводит к продуктивным результатам, потому что активен лишь сам педагог: он еще не соотносит целей своей дея­тельности с личными целями учащихся.

Подлинная результативность обеспечивается главным образом» тем, что педагог осознает цели учащихся: для чего им нужна дан­ная учебная информация, где, когда, в связи, с чем она им приго­дится. Это позволяет по-новому формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи, привлекая к этому процессу и самих учащихся. Когда учебно-познавательная деятельность ста­новится творчеством самих учащихся, развитию которого содейст­вует учитель, происходит подлинное слияние дидактических и вос­питательных задач, и весь процесс обучения становится средством воспитания.

В условиях решения сложных педагогических задач, связанных; процессами перевоспитания, анализ педагогической ситуации ус­ложняется. Предметом анализа становятся, с одной стороны, фак­торы, которые привели к формированию трудного характера, а с другой — факторы, которые полностью исключали бы возможности подкрепления уже сложившейся отрицательной доминанты, и формировали бы новую, которая поглотила бы и погасила ста­рую, отрицательную доминанту. Нравственные привычки и отноше­ния формируются очень рано и являются очень устойчивыми. В исследовании, проведенном под руководством В. Л. Марищука, пред­метом анализа была система нравственных отношений у группы учащихся на протяжении одиннадцати лет. Было установлено, что недостатки в нравственной системе отношений, которые обнару­жились в третьем классе, затем проявлялись и в десятом, и в выс­шей школе. Факт, который свидетельствует о нашем неумении вос­питывать. Два механизма процесса воспитания обнаружил автор: роль и значение первого впечатления и необходимость создания новой, положительной доминанты, чтобы она сгладила и уничто­жила старую, отрицательную.

Проигрывание возможных способов решения задачи и принятие окончательного решения зависит от уровня сформированности у педагога проектировочных и конструктивных умений. Результа­тивность педагогической деятельности вследствие отдаленности ее психологических результатов зависит от перспективного плани­рования заданий-задач, предлагаемых учащимся. Эти задания со­здают своеобразный творческий «педагогический лабиринт», проведя через который учащихся, педагог достигает искомого психоло­гического результата.

Высокий уровень результативности связан с перспективным планированием всей деятельности в целом, с осознанием, в каких целях отбирается материал и как подвести учащихся к его усвое­нию; низкий уровень результативности — с планированием пред­стоящей деятельности безотносительно к тому, для чего, в каких целях рассматривается материал на конкретном уроке.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5