Влияние способностей на формирование педагогической компетентности

Достаточно высокий уровень сформированности психологиче­ских компонентов знаний позволяет педагогу переконструировать всю систему ранее приобретенных знаний и перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих учащихся дифференциально-, социально- и аутопсихологические компоненты знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития способностей учащихся. Расширение диапазо­на знаний формирует у педагога особое состояние готовности (или валентности) к мобилизации ранее приобретенных и к освоению но­вых знаний, необходимых для решения педагогических задач (ис­следования И. И. Крымской и И. Д. Багаевой). Это состояние на­ходится в прямо пропорциональной зависимости от уровня оценки педагогом значимости предстоящей задачи и в обратной — от его самооценки собственных знаний, навыков и умений, необходимых для достижения искомой цели.

Для малоспособных педагогов характерны низкий уровень оценки значимости педагогической задачи и необходимых для ее решения знаний, навыков и умений и высокий уровень оценки соб­ственных знаний и умений. Напротив, у способных педагогов уро­вень оценки значимости задачи, знаний, навыков и умений, необхо­димых для решения, очень высок, а уровень оценки собственных знаний, навыков, умений, обусловливающий потребность в их по­полнении, несколько занижен.

Таким образом, талантливые педагоги в процессе самостоя­тельного изучения своих учащихся (через наблюдение, анализ про­дуктов деятельности, анализ взаимодействия и др.) в силу наличия у них специфической чувствительности накапливают психологиче­ские знания и затем вооружают этими знаниями самих учащихся в целях побуждения их к самовоспитанию, самообразованию, само­развитию. Причем делают они это очень рано, уже в начальных классах, как правило, вызывая тем самым у детей исключительный интерес и доверие. Эмпатия, суггестия возможны, только если сформирована именно педагогическая система знаний, включаю­щая названные психологические компоненты.

Педагогические способности проявляются и в профессионально-педагогической умелости.

Перейти на страницу: 1 2 3