Влияние способностей на формирование педагогической компетентности

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает как учить и воспитывать, как переводить учащегося из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи коммунистического воспитания.

Система знаний педагога определяет систему знаний учащихся. Это экспериментально доказано В. А. Крыловой: в грамматичес­ком разборе предложений и переводе школьные учителя немецко­го языка (78 человек) и студенты первого курса (75 человек) сделали одни и те же ошибки. В исследовании Л. Г. Соколовой обна­ружено, что способы решения задач по физике учащимися являются адекватным отражением способов решения задач их учителями по физике. Несовершенные способы познавательной деятельности пе­дагогов формируют столь же несовершенные способы познаватель­ной деятельности у учащихся.

Педагогическую систему знаний образует взаимосвязанная си­стема представлений, понятий, суждений, умозаключений, позво­ляющих успешно исследовать педагогическую ситуацию, прини­мать решение о способах композиционного построения учебной ин­формации на предстоящем занятии (при написании конспекта), ре­конструировать устный текст в процессе его сообщения, изменять соотношение фактов и выводов на основании анализа усвоения учебной информации учащимися.

Педагогическая профессия требует от учителя многих знаний,. в том числе специальности, представителем которой педагог яв­ляется, методов, теории и истории педагогики, наличия широкого научного и культурного кругозора, знания психологии детей. Уро­вень знаний учителя, безусловно, оказывает большое влияние на характер его деятельности в целом. Но формирование каких ком­понентов ч системе знаний педагога зависит от наличия у него пе­дагогических способностей?

В результате ряда специальных исследований, проведенных Э. А. Максимовой и Н. М. Матвеевым, было установлено, что два компонента знаний сформированы у всех профессиональных педа­гогов (получающих соответствующее образование) на достаточною уровне. Это знание предмета (по преподаваемой специальности)' и знание методов обучения этому предмету.

Различия в системе знаний продуктивных и малопродуктивных педагогов, имеющих примерно одинаковый стаж работы, состоят в уровне сформированности психологических компонентов знаний,. под влиянием которых изменяется вся система знаний. Малопродук­тивные педагоги при отборе и композиционном построении учебной информации ориентируются на ее изложение в программах, учебни­ках, методических разработках. То есть базовыми являются два компонента знаний (знание предмета и знание методики препода­вания).

У продуктивных педагогов, независимо от ПС, в которой они работают, имеют место по меньшей мере еще три, психологические, точки «отсчета», учитываемые при трансформации, перекодирова­нии сообщения, его адаптации к конкретным условиям деятельно­сти: I — знание психологических особенностей усвоения предмета (конкретного раздела, вопроса) данными учащимися; II — знание социально-психологических особенностей взаимоотношений педа­гога с учащимися и учащихся между собой; III — знание аутопсихологических особенностей (сильных и слабых сторон собственных знаний, навыков, умений). У них принятие решений и выбор мето­дов, определение стратегии воздействия происходят с учетом этих трех составляющих. Таким образом, принципиальное отличие ком­петентности продуктивного педагога от малопродуктивного — в психологических компонентах системы знаний. К ним относятся следующие: I — дифференциально-психологический компонент зна­ний (об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися); II — социально-психологический компонент знаний (об особенностях учебно-познавательной, коммуникативной и тру­довой деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней); III — аутопсихологический.

Перейти на страницу: 1 2 3