Влияние способностей на формирование педагогической компетентности

Результативность педагогического труда вследствие продуктив­ного решения педагогических задач зависит от сформированности и постоянного развития у педагога психологических компонентов знаний, трансформации под их влиянием всей системы его знаний, в том числе знания целей, предмета и методов учебно-воспитатель­ной работы. Об этом свидетельствуют два ряда фактов: I — про­тиворечия между уровнем учебной успешности студентов в педа­гогическом учебном заведении и уровнем успешности практической педагогической деятельности после окончания учебного заведения;

II — противоречия между уровнем научной квалификации препо­давателя высшей школы, в том числе университета, и продуктив­ностью решения педагогических задач.

Далеко не все отличники педагогических институтов, в том числе на «отлично» прошедшие педагогическую практику, стано­вятся мастерами в педагогическом труде. Вместе с тем не все сту­денты, учившиеся весьма посредственно, становятся столь же посредственными учителями. Эти несоответствия мы наблюдали у вы­пускников одиннадцатого педагогического класса, педагогического училища, учительского института, педагогического института и уни­верситета. Подчас отличное окончание общеобразовательной сред­ней школы, окончание с отличием высшей педагогической школы не являются залогом успешного преодоления трудностей в воспитании дисциплинированности, коллективизма, внимания, прилежа­ния, трудолюбия, в завоевании авторитета у своих учеников. Глу­бокое знание предмета еще не обеспечивает умения вызвать инте­рес к своему предмету, его понимание и усвоение. Напротив, есть и такие педагоги, которые по каким-то причинам учились в педаго­гическом вузе весьма посредственно, но в самостоятельной работе в течение короткого времени наверстывали упущенное, упорным трудом ликвидировали пробелы в знаниях и превращали свой предмет в средство воспитания. Безусловно, в этом проявляются педагогические способности. Но какой же должна быть система знаний педагога, будь то школьный учитель, преподаватель ПТУ» техникума или университета, чтобы она обеспечивала продуктив­ное решение педагогических задач?

Педагог в современных педагогических системах — руководи­тель, организатор педагогического воздействия, управляющее зве­но системы. На протяжении веков он выступал перед учащимися в роли источника знаний. В настоящее время знание своего пред­мета перестало быть основным признаком профессионализма пе­дагога, его квалификации. В обществе появилось много образован­ных людей, которые владеют знаниями не хуже педагога. Напри­мер, выпускники технических вузов знают физику и математику примерно в таком же объеме, что и выпускники аналогичных фа­культетов пединститутов. Знание учителем предмета является само собой разумеющимся, но еще не характеризует его профессиональ­ную квалификацию. Функция информатора-передатчика содержа­тельной стороны знаний в какой-то мере сохранилась и сейчас. Но современный учащийся еще до поступления в школу, а впослед­ствии и помимо нее, может получать необходимую информацию из:

книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это пе­дагог может ставить на службу своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Следовательно, функцию пере­датчика знаний нельзя считать основной.

Перейти на страницу: 1 2 3