Определение способностей

В экспериментальных исследованиях задатков и способностей, проведенных А. А. Голубевой и сотрудниками ее лаборатории (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), под задатками понимались анатомо-физиологические особенности, ко­торые относятся к безусловным рефлексам. При этом учитывалось, что когда говорится о безусловных врожденных реакциях, то име­ются в виду не только «витальные» рефлексы, но и широкий класс безусловных реакций. Благодаря открытию специализиро­ванных нейронов-детекторов установлено, что они избирательно от­вечают на различные характеристики раздражителей (цвет, фор­му, длительность), обнаруживая тем самым безусловнорефлекторную основу информационных процессов, позволяющую говорить о специфической чувствительности.

В связи со сказанным мы определяем способности как индиви­дуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфиче­ской чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельно­сти и нахождению (т. е. созданию) наиболее продуктивных спо­собов получения искомых результатов в ней.

Доказательством справедливости такого определения могут служить следующие факты:

1. Б. М. Теплев, исследуя музыкальные способности, пришел к выводу, что для занятий любым видом музыкальной деятель­ности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное пси­хическое образование, как музыкальность. Под нею он понимал комплекс специфической музыкальной чувствительности, проявляе­мой в способностях: 1) музыкальный слух в его двух компонен­тах — звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музы­кально-ритмическое чувство.

2. К. К. Платонов под летными способностями понимал сово­купность, «структуру» достаточно стойких индивидуально-психоло­гических качеств личности, определяющих успешное обучение летной деятельности и включающих в себя чувствительность к ов­ладению двигательными навыками: 1) особенности темперамента;

2) интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свое мастерство; 3) настойчивость, решительность, смелость; 4) воз­можность произвольно значительно улучшать продуктивность своей деятельности; 5) эмоциональная устойчивость; 6) инициатив­ность, сообразительность, самокритичность; 7) переключение и устойчивость внимания; 8) хорошая координация движений; 9) легкость образования и переделки двигательных навыков.

3. Способность к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование включает в свою структуру специфиче­ские способности, которые, с нашей точки зрения, можно интерпре­тировать как специфическую чувствительность к объектам и сред­ствам изобразительной деятельности: 1) целостность восприятия;

2) оценка отклонений по вертикали и горизонтали; 3) оценка про­порций; 4) оценка светлотных отношений; 5) оценка перспектив­ных сокращений; 6) способность к цвету, которая скорее имеет отношение к живописи, чем к выполнению рисунка; 7) зрительная память.

Творческие профессии, к которым относится и педагогическая, требуют и специфической чувствительности к способам наиболее экономного по времени и напряжению достижения искомого резуль­тата.

Перейти на страницу: 1 2 3 4