Определение способностей

Позднее психолого-педагогические проблемы понимания учи­телем ученика были предметом специального исследования С. В. Кондратьевой, социально-психологические аспекты способно­стей учителя исследовались в трудах Я. Л. Коломинского и его ученика Н. А. Березовика.

Поскольку организаторский компонент в педагогическом труде очень важен, для нас интересно исследование способностей к орга­низаторской деятельности Л. И. Уманского. Он выделил следую­щие 18 типичных свойств личности, присущих способным органи­заторам: 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практиче­ское применение каждому человеку в зависимости от его индиви­дуально-психологических особенностей; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критич­ность); 5) психологический такт — способность установить кон­такт с другими людьми; 6) общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей; 7) инициа­тивность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоя­тельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности; 12) наблюдательность; 13) самообладание; 14) общительность;15) настойчивость; 16) активность; 17) работоспособность; 18) ор­ганизованность.

Если из всего приведенного перечисления качеств, необходи­мых для успешности педагогического и организаторского труда, попытаться извлечь «неважные», то сделать это окажется почти невозможным. Все важно. Более того, этот список можно значи­тельно увеличиться если все перечисленное относится к педагоги­ческим способностям, то правомерно ли говорить о них особо? Поскольку непрофессиональной педагогической деятельностью за­нимаются все люди, то, может быть, специальных педагогических способностей и вовсе нет? А если согласиться, что перечисленные качества и есть педагогические способности, то, как от них перейти к методике их формирования? В чем их «ядро»? Есть ли оно? Как его вычленить?

Два ряда фактов свидетельствуют о наличии специальных педа­гогических способностей. Во-первых, далеко не все профессиональ­ные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: 1) глубина и разносторон­ность их знаний; 2) интерес их учащихся к предмету; 3) интерес учащихся к сложным разделам предмета; 4) умение самостоя­тельно работать над предметом; 5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпред­метных связей). Во-вторых, встречаются профессиональные педа­гоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не до­стигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся).

Такие факты говорят о наличии (или отсутствии) специальных педагогических способностей. Об этом же свидетельствуют данные статистических измерений: корреляционная зависимость между результативностью педагогического труда и знанием предмета не равна единице (0,587), между результативностью труда и отноше­нием к делу (0,589) также не равна единице. То есть имеются учи­теля, которые, несмотря на глубокое знание предмета и высокий уровень ответственного отношения к делу, не умеют обучить своему предмету, не способны справляться с дисциплиной в классе и пло­дотворно влиять на учащихся в нужном для себя направлении. Тот факт, что иной педагог, несмотря на знание предмета и от­ветственное отношение к делу, не овладевает педагогическим мас­терством, говорит и о сложном пути формирования педагогических способностей. В условиях современной системы подготовки учите­лей они формируются в деятельности лишь у наиболее одаренных, у тех, чей выбор профессии совпал с задатками.

Перейти на страницу: 1 2 3 4