Определение способностей

На исследования проблемы способностей в советской психоло­гии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоре­тиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, А. И. Щербакова, Н. Г. Кушкова и других,

Почти во все учебники психологии вошло определение способ­ностей, данное Б. М. Тепловым и позднее почти полностью приня­тое Н. С. Лёйтесом. Способности они определяют как индиви­дуальные свойства личности, являющиеся условием успешного вы­полнения одного или нескольких видов деятельности.

Б. М. Теплов особое внимание уделял включению трех обяза­тельных признаков способностей: под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще ин­дивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отноше­ние к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем зна­ниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

И еще два положения отстаивал Б. М. Теплов: «врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. за­датки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», способности «создаются» в деятельности. «Не в том дело, — пишет он, — что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создают­ся в этой деятельности».

В связи с этим способности не сводятся к имеющимся у инди­вида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстро­те, глубине и прочности овладения способами и приемами дея­тельности.

Отмеченные положения легли в основу всех экспериментальных исследований способностей — музыкальных (Б. М. Теплов), математических (В. А. Крутецкий), изобра­зительных (В. И. Киреенко), педагогических (Н. Д. Левитов, Е. Н. Гоноболин).

Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учи­теля, являющихся условиями успешного выполнения педагогиче­ской деятельности. А именно: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятель­ный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быстрая и точная ориентировка; 5) организаторские способности, необхо­димые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководст­вом Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педаго­гические способности и свойства, которые сопутствуют им. В струк­туру собственно педагогических способностей он включал: 1) спо­собность делать учебный материал доступным учащимся; 2) пони­мание учителем ученика; 3) творчество в работе; 4) педагогически волевое влияние на детей; 5) способность организовать детский коллектив; 6) интерес к детям; 7) содержательность и яркость речи; 8) ее образность и убедительность; 9) педагогический такт;10) способность связывать учебный материал с жизнью; 11) на­блюдательность; 12) педагогическую требовательность (психологи­ческий анализ педагогических способностей).

Перейти на страницу: 1 2 3 4