Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

е) эмоционально неустойчивые интроверты (меланхолики). Чаще всего внешне проявляют себя как общительные флегматики, но внутренне крайне тяжело переживают все неудачи; кроме того, их самочувствие при выполнении устно-речевых заданий зависит от того, кто подобран им в партеры: следовательно, работа с этой подгруппой требует от учителя особого внимания.

Важно отметить, что указанные шесть подгрупп наиболее ярко проявляются лишь в том случае, если учебная группа подготовлена к использованию учебно-речевой ситуации: школьники ознакомлены с особенностями речевого общения, спецификой учебно-речевой ситуации, введен и отработан недостающий языковой материал (прежде всего лексика, разговорные выражения), проведена тренировка учащихся в использовании операций и действий, с помощью которых возможна реализация предлагаемых учебно-речевых ситуаций. Без такой подготовки дискомфортно чувствуют себя все учащиеся, которым предлагается действовать с опорой на учебно-речевую ситуацию.

Практика показывает, что учитель, вынужденный решать множество учебно-воспитательных задач на уроках и во внеурочное время, нуждается в предельно краткой и наглядной схеме наблюдений, позволяющей ему определять индивидуальные особенности учеников. В качестве релевантных для этой цели мы выделили параметры поведения, описанные в литературе: взгляд, мимику, походку, посадку, легкость и быстроту вступления в речевое общение, скорость реакций и т.д., так и отобранные нами: частоту поднятия руки в ответ на предложение выполнить коммуникативную задачу, выкрики с места, предпочитаемые учебно-речевые ситуации и т.д. На основе выделенных критериев была разработана примерная схема анализа учителем личностных, типологических особенностей учащихся и их самооценки по внешним показателям (см. таблицу 2.1). Записывая, классифицируя и анализируя особенности поведения школьников, учитель сможет самостоятельно отнести ученика к той или иной подгруппе.

Таблица 2.1

Примерная схема наблюдений за учеником N., сангвиником,

стремящимся к доминировании в общении

 

Проявления

Выводы

1

2

3

Взгляд

Уверенный, часто сверху вниз. Иногда глаза ищут контакта.

Завышенная самооценка, высокомерие, желание нравиться

Мимика

Довольно подвижная, многообразная.

Очевидно, сангвиник.

Речь

Громкая, быстрая; почти всегда звучат повелительные нотки.

Очевидно, сангвиник; стремится к доминированию в общении.

Общительность

Очень общителен, легко и быстро вступает в контакт, за короткий промежуток времени успевает переброситься фразами почти со всей группой (например, в начале или конце урока).

Вероятно, сангвиник; стремится к доминированию в общении.

Скорость реакции

Высокая, почти всегда речевая; иногда использует междометия, сопровождая их выразительной мимикой.

Вероятно, сангвиник.

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

Посадка

Непринужденная, скорее развязная, часто нога на ногу, откинувшись на спинку стула, руки в карманах.

Очень самоуверен, демонстрирует силу.

Стойка у доски

Широко расставленные ноги; если хорошо знает урок, может скрестить руки на груди; если не уверен в себе, держит руки в карманах; становится более подвижным; редко переминается с ноги на ногу.

Очень самоуверен, ищет выход из ситуации.

«Контакт глаз» в учебном общении

Ищет контакт практически всегда, не боится «контакта глаз» с учителем, даже если не готов к ответу; часто следит за реакцией учителя, чтобы найти выход из затруднительного положения.

Очень самоуверен, ищет выход из ситуации.

Поднятие руки

Практически не поднимает руку, предпочитает выкрики с места; если кто-то из одноклассников отвечает, может выкриками требовать внимания к себе.

Очень самоуверен, демонстрирует силу.

Обращение к учителю до/после урока

Обращается к учителю только перед уроком, чтобы предупредить о том, что не подготовил что-то.

Самоуверен.

Реализация учебно-речевой ситуации

Если учебно-речевая ситуация очень нравится, то требует, чтобы учитель обязательно дал ему возможность реализовать ее перед классом, даже если партнер этого не хочет.

Экстраверт.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10