Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития личности современного школьника

Школьники с низкой самооценкой не смотрят прямо, в лицо партнеру или учителю, взгляд их скользит или снизу вверх, или в сторону от партнера, или же фиксирован на какой-либо точке пространства, движения неритмичные. У доски такие дети часто переминаются с ноги на ногу, носки повернуты внутрь.

Учащиеся, которые переоценивают себя, смотрят вокруг оценивающе, прищурив глаза, сидят за партой расслабленно, откинувшись назад, голова высоко поднята.

У школьников, уверенных в себе, спокойные, широкие, ритмичные движения: они прямо смотрят в лицо учителю, партеру; у доски не переминаются с ноги на ногу.

По мнению психологов /…./ при определении психологических особенностей учащихся важно соблюдать некоторые правила, например: не принимать реакции мимики и жестов на внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний, не делать выводов на основании одной детали, не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации, не рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью).

Наиболее ярко внешние свойства темперамента проявляются у младших подростков. С возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль сглаживают многие проявления темперамента.

Наши наблюдения за учащимися 3 класса модельной школы детского сада № 96 показали, что приведенные в литературе классификации индивидуальных особенностей ученика не исчерпывают своеобразия его поведения (речевого и неречевого) при выполнении ситуативных заданий. В результате анализа данных психологии и наших наблюдений были выделены психологические типы учеников, характеризуемые как типологическими особенностями, так и особенностями обучаемых как субъектов учебного иноязычного общения. Это:

а) эмоционально неустойчивые экстраверты (холерики). Если условия учебно-речевой ситуации для них привлекательны, обычно сразу вступают в общение, с большим интересом и рвением включаются в работу; если условия их не привлекают, отказываются от участия; часто, потерпев неудачу, теряют интерес к учебно-речевой ситуации и прочему.

б) эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники). Обычно легко вступают в общение на основе любых учебно-речевых ситуаций и почти во всех ролях; предпочитают частую смену ролей, учебно-речевых ситуаций.

в) экстраверты, постоянно стремящиеся к доминированию в общении. Испытывают потребность всегда быть в центре внимания, занимать положение лидера в общении; в учебном общении часто отказываются принимать роль ведомого, предпочитают, чтобы учебно-речевая ситуация развивалась только по их сценарию, при неудачах часто обвиняют партнеров; если уровень коммуникативной компетенции не позволяет им реализовать лидерские устремления в условиях учебно-речевой ситуации, могут в течение долгого времени открыто выступать против данного приема обучения и прочего.

г) эмоционально устойчивые интроверты, довольно общительные (общительные флегматики). Несколько неуверенно чувствуют себя в новых, необычных учебно-речевых ситуациях; предпочитают, чтобы необходимый речевой материал был заранее подготовлен и прочее.

д) эмоционально устойчивые интроверты, необщительные (необщительные флегматики). Объем их высказываний всегда очень мал и при общении на родном языке, хотя многие из них начитаны, эрудированны; устным упражнениям предпочитают работу с книгой; наиболее комфортно чувствуют себя лишь в учебно-речевых ситуациях предметно ориентированного общения, т.е. тех, в которых доля речевого действия по сравнению с неречевым очень мала.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9