Современные модели концепции содержания образования

Тем самым содер­жание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирова­ние личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте.

Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.

Как можно видеть, данная концеп­ция не сводит содержание образова­ния к науке. А учебные предметы (фи­зика, химия, литература, иностранные языки и др.) не могут представлять со­бой простую проекцию науки на шко­лу и быть уменьшенными копиями той или иной научной дисциплины.

Процесс формирования содержания образования

В наше время нельзя обойтись без научного обоснования содержания каждой учебной дисциплины. Но науч­но обосновать каждый учебный пред­мет не значит построить его по образцу соответствующей науки. Обоснование должно, прежде всего, основываться на общих педагогических представлениях о роли и месте предмета в системе фор­мируемых у школьников знаний и уме­ний. Оно должно отвечать на вопросы: почему нужно учить именно этому, а не другому, почему нужно формировать именно эти качества личности, а не другие и т.п. Конструкция содержания учебного предмета также должна быть педагогически целесообразной. Как по­строить учебный предмет, в каком по­рядке и объеме включать в него те или иные элементы содержания?

Очевидно, что если мы хотим полу­чить ответы на эти вопросы, то необ­ходимо начинать не с отдельно взятого учебного предмета, а с какой-то общей для всего содержания основы. Но час­тью какой более общей картины яв­ляется такая основа?

Представим весь процесс формиро­вания содержания образования. Глав­ным отправным пунктом его будут об­щие цели образования, выраженные преимущественно в терминах филосо­фии и социологии и конкретизирован­ные в психологических представлени­ях. Наряду с тем, не менее важными яв­ляются цели образования, переведен­ные на язык педагогики, когда способы их достижения исследуются дидакти­кой как специальный объект, не совпа­дающий с объектом какой-либо другой науки. Таким образом, содержание об­разования выступает перед дидактикой как педагогическая модель социаль­ного опыта.

Каждый этап построения такой мо­дели соответствует определенному уровню содержания образования. Сна­чала разрабатывается теоретическое представление о таком содержании, в котором не было упущено что-либо важное в педагогических целях. Разра­ботка такого представления о содержа­нии осуществляется на уровне общей теории.

Представление, сформированное на

уровне общей теории, по необходи­мости будет системным. В нем разли­чаются состав (элементы), связи между элементами и функции передаваемого социального опыта в его педагогичес­кой трактовке. Здесь в общем виде уста­навливается: чему необходимо и воз­можно обучить школьников; выделяет­ся каждый крупный элемент содержа­ния, воплощающий определенную пе­дагогическую цель образования; уста­навливаются образующие систему свя­зи между элементами, а также разгра­ничиваются функции между ними.

В соответствии с излагаемой кон­цепцией, содержание, адекватное со­циальному опыту, состоит из четырех основных элементов (блоков):

1) опы­та познавательной деятельности, фик­сированной в форме ее результатов - знаний; 2) опыта осуществления изве­стных способов деятельности - в фор­ме умений действовать по образцу; 3) опыта творческой деятельности в форме

умений принимать нестандарт­ные решения в проблемных ситуациях; 4) опыта осуществления эмоциональ­но ценностных отношений в форме личностных ориентации.

Эти элемен­ты образуют состав содержания. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения фор­мируются на основе знаний, а творчес­кая деятельность предполагает овладе­ние некоторой суммой знаний и про­стых (продуктивных) умений в данной области творчества. Понятно, что как содержание образования в целом, так и каждый из его элементов выполняет определенные функции в обучении, развитии и воспитании.

После того, как сформировано об­щее теоретическое представление о содержании образования, переходят к его описанию на уровне учебного предмета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5