Современные модели концепции содержания образования

Результатом гуманистической на­правленности образования должно явиться становление как личности че­ловека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индиви­дуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и на­циональностей, независимого в сужде­ниях и открытого для восприятия ино­го мнения и неожиданной мысли.

Возникает необходимость обраще­ния к имеющимся концепциям содер­жания для того, чтобы определить их соответствие целям личностно ориен­тированного образования.

Сегодня в нашей стране существуют различные концепции содержания об­разования, корни которых уходят в прошлое. В основе каждой из них ле­жат определенные представления о ме­сте и функциях человека в мире и в об­ществе. Истоки противостояния демо­кратии и гуманизма, с одной стороны, и авторитарных позиций с другой, в конечном счете восходят к разному по­ниманию этих функций. Человек — цель или средство, государство для него или он для государства?

Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в сторону понимания человека как средства, а не цели общественного развития с неизбежностью уводит от гуманизма. В связи с этим рассмотрим три концепции содержа­ния образования, которые появились в нашей стране в разное время, с точки зрения их соответствия современным представлениям о человеке и его ста­новлении.

Согласно одной из концепций, име­ющей достаточно давнее происхожде­ние, содержание образования опреде­ляется как педагогически адаптиро­ванные основы наук, изучаемые в школе.

Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший та­кой суммой знаний, в ряду средств про­изводства выступает как «производи­тельная сила». Образование, реализую­щее такое содержание, может быть охарактеризовано как технократичес­кое или сциентистское. (Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о науч­ном знании и методах естественно-на­учного познания как о наивысших культурных ценностях.). Сциентизм абсолютизирует роль на­уки в системе культуры человеческого общества. При этом наивысшей ценно­стью считается стиль и общие методы построения знания, свойственные ес­тественным и точным наукам, которые рассматриваются как образцы научно­го знания вообще.

В другой концепции содержание образования определяется как со­вокупность знаний, умений и навы­ков, которые должны быть усвоены учениками.

Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе со­става всей человеческой культуры. Предполагается,

что обладание знани­ями и умениями (относящимися, кста­ти, к тем же основам наук) позволит че­ловеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры. В этом случае и требования к образованию соответствующие: не­обходимо и достаточно передать под­растающему поколению знания, уме­ния и навыки по языкам, математике, физике и другим учебным предметам. Однако такое ограниченное понима­ние образования явно ошибочно.

В последние десятилетия (ориенти­ровочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвиже­ние в понимании всего комплекса во­просов, связанных с образованием, его роли в социуме. То, что называют личностно ориентированным образова­нием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного

понимания мышления, а значит, и об­разования человека, другим, который называют конструктивно деятелъностным.

Проявления этого процесса глубоки и разнообразны. Они, прежде всего, предполагают отказ от жестких авторитарных схем, связанных с мани­пулированием учащимися, ориента­цию на их развитие и воспитание. Кон­структивно деятельностное понима­ние сущности образования стало осно­вой построения концепции его содер­жания, в наибольшей степени соответ­ствующего установкам гуманистичес­кого мышления. В этой концепции со­держание образования рассматри­вается как педагогически адапти­рованный социальный опыт челове­чества, тождественный по струк­туре (разумеется, не по объему) мировой культуре.

В соответствии с таким понимани­ем содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой дея­тельности и эмоционально-ценно­стных отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5