Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.

При проведении обобщающих уроков полезно применять игры, разнообразную наглядность, исполь­зовать загадки, стихи, пословицы, делать на доске и в тетрадях различные зарисовки. Учитель может предложить детям сделать выписки из календаря, расчеты, сделать не­сложную схему, таблицу. Ученикам 3 класса по силам составить таблицу, расположенную выше. Учитель сохраняет такие сводные таблицы и использует их при срав­нении с другим сезоном этого года. Количество наблюдаемых явлений, на основе которых делаются обоб­щения, из класса в класс увеличи­вается. Так, в 4 классе в такую таблицу надо добавить сведения о температуре воздуха, а в старших классах – о ветре. В старших классах ра­бота с календарем природы и тру­да проводится на уроках географии.

Давая задание на лето (собрать гербарии различных растений, вырастить цветок, когда были грозы с ливнями, радуга и др.), учитель предупреждает, что при переходе в 5 класс летние задания принимаются особенно строго. В первые дни сентября организуется выставка летних работ учащихся и сочинений на тему: "Как я провел лето".

Во время наблюдений надо обращать внимание учащихся на связь между погодой, трудом и жизнью населения, работой транспорта, на ту борьбу, которая ведется в нашей стране с неблагоприятными явлениями климата, с грозными явлениями природы. Постепенно у учащихся формируется понятие «погода». В старших классах наблюдения за погодой ведутся обязательно и связываются с поурочным материалом. Понимание взаимосвязи отдельных элементов и явлений погоды ведет к представлению о погоде в целом. Погода – это изменение температуры и давления воздуха, ветра, осадков, облаков, цвета неба.

Все описанные выше приемы и ме­тоды работы с календарем природы помогут более четко и целе­направленно выполнять требования программы, проводить коррекционную работу с учащимися вспомога­тельной школы. Для успешного выполнения зада­чи политехнического обучения и осу­ществления коррекционно-воспитательной работы необходимо органи­зовать простейшие географические площадки. Для ведения наблюде­ний могут быть использованы «Дне­вники наблюдений», издаваемые для массовой школы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5