Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе

Таким образом, ознакомление первоклассников с се­зонными явлениями происходит последовательно, по ме­ре возникновения этих явлений. Примерное описание такого изучения было дано выше – по теме «Осень». Кроме того, признаки каждого времени года сравнива­ются с признаками предыдущего.

При обучении ориентировке в ближайшем окружении программа предметных уроков рекомендует ознакомить первоклассников со школьным зданием и классной ком­натой. Ознакомление со школьными помещениями необ­ходимо организовать практически, начав с экскурсии по школьному зданию, а потом проводить упражнения в практической пространственной ориентировке. Например, учащегося спрашивают после того, как он практически ознакомился со школьным зданием: «Как ты пойдешь в библиотеку?» Он должен описать свой маршрут: «Сначала пойду по коридору направо, потом по лестнице вниз и направо». Если ученик затрудняется, с ним необходимо практически пройти этот путь. Конечно, нужно систематически проводить упраж­нения в пространственном ориентировании по направле­ниям направо – налево, вперед – назад, вверх – вниз и т.п. Но лучше всего связывать эти упражнения с раз­нообразными видами учебной деятельности учащихся: проводить их на экскурсиях, на уроках ручного труда, на занятиях по физическому воспитанию и на других заня­тиях.

В программе предметных уроков для 1 класса преду­смотрена тема «Работа взрослых в ближайшем окруже­нии». Можно проводить экскурсии, во время которых де­тей знакомят с общественно полезным трудом. На этих экскурсиях можно по договоренно­сти с работающими предложить учащимся выполнить небольшие задания в помощь взрослым: принять участие в очистке двора школы, сквера от сухих листьев и т.п. Для такой практики в сочетании с экскурсиями следует выбирать работы, характерные для каждого сезона. После этого можно найти соответствующую картинку и наклеить ее на ка­лендарь, висящий в классе, около названия данного сезона или месяца. Следовательно, в 1 классе вспомогательной школы много предметных уроков можно построить так, что они будут способствовать практическому ознакомлению умственно отсталых учащихся с окружающей действитель­ностью. Само по себе практическое действие, направлен­ное на решение даже самой элементарной задачи, сти­мулирует развитие познавательной деятельности детей олигофренов, хотя бы потому, что в процессе него у детей возникают вопросы. Для ответа на них ученики вынуж­дены внимательно вглядываться в окружающее, сравни­вать изучаемые объекты и т.д. Все экскурсии, наблюдения в природе должны спо­собствовать коррекции развития познавательной деятель­ности умственно отсталых детей, возможности которой часто далеко не полностью используются педагогами. Если такая работа проводится систематически и правиль­но организуется, то уже к концу первого учебного года у большинства детей происходит заметное улучшение уме­ния наблюдать, сравнивать, правильно осмысливать при­чину и следствие; развивается любознательность – дети начинают задавать вопросы.

Во 2 классе (и последующем обучении) позна­ние окружающей действительности на предметных уро­ках расширяется и углубляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями природы. Если в 1 классе об­ращали внимание только на некоторые элементы, из ко­торых составляется понятие «погода» (солнечно, пасмур­но, дождь, снег), то во 2 классе можно подробно остано­виться на понятиях: «похолодание», «потепление», «туман», «прохладно» и т.п., а также научить детей пользоваться уличным термометром и флюгером. В 1 классе учащиеся практически осваивают располо­жение различных помещений в школьном здании, а во 2 они уже учатся находить дом по адресу. Не все млад­шие учащиеся вспомогательной школы хорошо отличают тротуар от мостовой, скверы и парки от древесных поса­док вдоль домов, поэтому во 2 классе с ними целесооб­разно проводить экскурсии для практического ознаком­ления с основными правилами уличного движения, с расположением улиц и переулков, парков, скверов в районе школы. В 1 классе детям показывали реку/озеро как геогра­фический объект (они наблюдали течение, замерзание и вскрытие). Во 2 классе рекомендуется обращать внима­ние на использование воды для перевозок (можно проехать с детьми на пароходе, пароме, речном трамвае). Кроме того, во 2 классе дети практически знакомятся с правилами проезда на городском транспорте, с покупкой некоторых товаров в магазине. Проводятся экскурсии на стройку, в мастерскую. Здесь ученики наблюдают рабо­ту взрослых. Таким образом, названия профессий учащийся будет связывать с определенным конкретным представлением о трудовом процессе, о ре­зультатах его, а не только с иллюстрациями и текстами детских книжек.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8