Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе

Анализируя с учащимися календарь природы за три осенних месяца, следует обратить их внимание на то, что в это время года бывает довольно много пасмурных и дождливых дней. Некоторые первоклассники настолько владеют счетом, что вполне могут сосчитать количество солнечных и пасмурных дней за каждую неделю, а некоторые – за месяц. Сравнивая данные по трем осенним месяцам, дети могут отметить, который месяц из трех был самым солнечным, который – наиболее пасмурным, в каком месяце больше всего было дождей. Такие упражнения приносят очень большую пользу, развивая речь, мышление, познавательные интересы детей. Увлеченные заинтересовавшей их познавательной задачей, учащиеся на конкретном материале легче преодолевают затруднения, которые возникают у них при решении такой же задачи в других условиях. Так, например, подсчет солнечных и пасмурных дней часто оказывается доступным даже тем учащимся, у которых счетные навыки еще очень неустойчивы, то есть в ряде случаев дети легче преодолевают трудности счета, если он включен в какую-либо практическую задачу. Особенно эффективны­ми для развития мышления и познавательной деятельно­сти оказываются те задачи, которые по трудности немно­го превышают уже решенные учащимися.

В программе 1 класса вспомогательной школы ука­зывается в качестве объекта наблюдений и листопад – один из самых ярких и заметных признаков осени. В те­чение сентября – ноября можно регулярно вести наблюдения за листопадом. В сентябре еще много деревьев, покрытых зелеными листьями. Дети наблюдают, как по­степенно желтеют и опадают листья, а количество их на земле увеличивается. На экскурсиях они собирают листья, сравнивают их по цвету и форме, затем делают зарисовки (вначале листья можно использовать как тра­фареты для обведения контура, особенно удобны для этого дубовые и не очень крупные кленовые листья). В процессе наблюдений нужно находить возможности для упражнений в осмыслении простых причинно-след­ственных зависимостей, последовательности изменений, происходящих в природе. После заморозков на деревьях и кустарниках появля­ется особенно много желтых и красноватых листьев; сильный ветер сопровождается увеличением листопада (причинно-следственная зависимость). Зеленые листья осенью желтеют и опадают, на ветках остаются почки, из которых весной вырастают новые листья (последова­тельность явлений). Можно предложить учащимся отыс­кать на земле прошлогодние листья дуба, осины; сравни их с листьями, опавшими в этом году, спросить, куда деваются все листья, которые опадают каждый год, трава, которая увядает и засыхает. Дети поймут, что листья сгнивают (превращения и изменения). Во время зимних экскурсий и наблюдений также, как осенью, ведутся наблюдения за солнцем, изменениями породы (тепло – морозно, ясно – пасмурно, снегопад, метель). Проводится сравнение зимних сезонных явлений с осенними. В конце осени следует несколько раз показать учащимся, как выглядят утром лужи, как хрустит под ногами лед. Зимой надо познакомить детей со свойствами снега (белый, холодный – лепится в теплую погоду; рассы­пается и скрипит под ногами – в холодную; тает в тепле); провести опыты, выясняющие свойства льда (прозрачный, холодный, хрупкий, тает в тепле); понаблюдать метель и тихий снегопад, когда снег падает крупными хлопьями; организовать подкормку зи­мующих птиц и наблюдение за ними». По мере приближения весны нужно обратить внима­ние детей на увеличение дня (в начале зимы утром вста­вали, когда было темно, теперь в это время стало светлее). Во время весенних экскурсий наблюдают образование проталин; тая­ние снега; работу воды (ручейки); грачей около гнезд, позже – скворцов, жаворонков; набухание почек; цвет неба и прочие признаки весны. Устанавливают отли­чие их от признаков осени, зимы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8