Развернутый план-конспект урока

. У вас есть на это 2 минуты, затем я попрошу кого-то из вас зачитать текст параграфа, который ассоциируется у вас с опорными сигналами первого блока[46].

Один из учеников читает вслух выбранный им абзац, попутно обозначая соотношение опорных сигналов с текстом, а остальные внимательно следят за его речью, сопоставляя текст с опорными сигналами и контролируя правильность соотношения. Учитель руководит этим процессом и периодически прерывает ученика, предлагая другому продолжить рассказ. В конце рассказа учитель предлагает указать ученикам на возможные ошибки или пропуски в раскрытии опорных сигналов. По ходу рассказа учитель может задавать вопросы относительно ранее изученного материала[47].

События весны 1921 г. были расценены большевиками как серьезный политический кризис, а Крон­штадтский «мятеж», по определению В. И. Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому что в нем соединилось стихийное недо­вольство крестьян с военной силой армии.

Ребята, напомните мне, из какой категории населения России в то время в основном состояла армия и флот?

В основном армия и флот в то время комплектовались из крестьян – самой многочисленной категории населения России.

И недовольство это имело весьма зримые политические очертания, совпадающие с лозунгами социалистических оппонентов большевиков — мень­шевиков и эсеров. Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил, В. И. Ленин первым понял эту опасность. Он извлек из происшедших событий два принципиальных урока. Для сохранения своей власти, во-первых, необходимо ид­ти на соглашение с крестьянством и, во-вторых, ужесточить борьбу со всеми оппозиционными политическими силами, вплоть до полного их уничтожения, дабы никто, кроме большевиков, не мог оказывать влияния на массы.

К более гибкой экономической политике большевиков толкала крайне сложная обстановка в стране. Приходилось признать, что к экономическому и политическому кризису привела не только война, но и политика «во­енного коммунизма». «Разорение, нужда, обнищание» — так ха­рактеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В. И. Ленин. К 1921 г. население России по сравне­нию с осенью 1917 г. сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX в.; резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Народ был измучен. На протяжении ряда лет люди жи­ли впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов.

Весной и летом 1921 г. в Поволжье разразился страшный го­лод. Он был спровоцирован не столько сильной засухой, сколько тем, что после конфискации излишков продукции осенью у кре­стьян не осталось ни зерна для посевов, ни желания засевать и обрабатывать землю. От голода погибло более 5 млн. человек.

Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. В феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода Пет­рограда, в том числе и Путиловский. Рабочие оказались на ули­це. Многие из них уехали в деревню в поисках пропитания. В 1921 г Москва потеряла половину своих рабочих, Петро­град — две трети. Резко упала производительность труда. В неко­торых отраслях она достигала лишь 20% от довоенного уровня.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет бы­ла детская беспризорность. Она резко возросла во время голода 1921 г. По официальным данным, в 1922 г. в Советской респуб­лике насчитывалось 7 млн. беспризорных детей. Это явление приобрело такие угрожающие масштабы, что во главе Комис­сии по улучшению жизни детей, призванной бороться с беспри­зорностью, был поставлен председатель ВЧК Ф. Э. Дзержин­ский.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7