Москаленко К. А.

Учитель никогда не узнает действительного положения дел с выполнением письменных домашних заданий, если он будет выставлять за это баллы – положительные или тем более, отрицательные. И то и другое порождает и будет порождать списывание, пассивное заимствование или просто будет объединять учащихся класса коллективно обманывать учителей[35]. Многие ученики привыкли усваивать материал путем заучивания (многократного чтения текста учебника), а не в результате активной мыслительной, творческой деятельности[36].

Проверку выполнения письменных домашних заданий целесообразно возложить на дежурных по классу. Оценку учителем выполненных домашних работ по пятибалльной системе надо отменить. Что же касается самих домашних заданий, то ликвидировать их полностью не следует. Однако надо коренным образом изменить характер этих заданий: домашняя работа должна помогать развитию творческих способностей ученика, его любознательности[37].

Учитель до урока готовит все необходимое для работы: записи на классной и переносных досках, тексты, задачи и примеры, на­глядные пособия и т. д. Это освобождает максимум времени на уро­ке для наблюдения за работой учащихся и руководства учебным процессом[38].

Необходимо отказаться от опроса в начале урока, так как это экономит время. На уроке необходимо отказаться от вставания учащихся с мест, так как прерывать работу вставанием нецелесообразно и даже вредно, ибо на это совершенно излишне тратится драгоценное время урока, а учащийся при этом может потерять мысль.

Опытная проверка ответов учеников без вставания с места, проведенная в базовой школе ЛГПУ и в других школах, говорит о целесообразности такой формы ответов. Это; конечно, не исключает необходимости выхода учеников для от­вета к доске (при небольших докладах, обобщенном повторении, чтении текстов наизусть и т. д.).

Самый эффективный метод усвоения нового материала – метод беседы, основанный на наблюде­ниях учащихся и ранее усвоенных ими знаниях[39].

Во время самостоятельной работы учитель ни на секунду не должен оставлять класс без внимания.

Специальный урок по закреплению знаний получает обычно следующую структуру:

Постановка темы и подготовка учащихся к самостоятельной работе.

Различные виды самостоятельных работ учащихся.

Повторение ранее пройденного на уроках материала.

Выявление знаний учащихся в процессе всего урока. Выставление баллов в журнал[40].

Объединенный урок позволяет положительно решить вопрос об устранении перегрузки школьников учебными занятиями. Решать этот вопрос нужно в двух направлениях: по линии сокращения домашних заданий и сокращения урока[41]. Повышение интенсивности урока открывает возможность со­кратить его продолжительность, что также способствует уменьше­нию утомляемости учеников. Известно, что утомление детей в школе особенно усиливается, когда происходит сокращение пере­мен (20-30-минутная перемена сокращается до 10-15 минут, а 10-минутная – до 5 минут)[42]. Для исправления этого положения пеобходимо сократить урок – до 40 минут, а перемены увеличить до 10 минут и одну большую.

Москаленко также выступает против практики второгодничества. Он предлагает запретить учителям начальных классов оставлять учащихся на второй год. Практика показывает, что оставшиеся на второй год в начальных классах при повторном оставлении их на второй год в 5-8 классах обычно вовсе выбывают из школы, не окончив ее. В каждом отдельном случае (болезнь учащегося, замедленное развитие и т. д.) вопрос о прохождении учеником повторного курса в одном из классов должен решаться авторитетной комиссией[43].

Судьба замечательного экспериментатора оказалась схожей с судьбой многих перспективных починов 50-х и 60-х годов в сферах производства, культуры, науки. Идеи липецкого опыта упрощались, обесценивались и выхолащивались. Учителей страны призывали работать «по-липецки», а понимались под этим лишь внешние признаки эксперимента: поурочный балл и так называемые «комментированные упражнения» - независимо от предмета, возраста и степени подготовки учащегося.

Перейти на страницу: 1 2 3