Москаленко К. А.

Теперь мы кратко рассмотрим методику нашего земляка, талантливого педагога-новатора работавшего в нашем университете Константина Александровича Москаленко. Кстати, необходимо отметить, что у истоков новаторства педагогов конца 70-х и начала 80-х гг. рассмотренных ранее находятся открытия именно Москаленко.

Москаленко заставил принять простые истины: ребенка необходимо защищать всегда и везде; ребенку необходимо помогать; его следует воодушевлять и побуждать, на каждом уроке вести к успеху и росту.

У Москаленко была цель – сделать обучение не только интересным и плодотворным, но и гуманным. И потому он осторожно выбирал свои дидактические средства, боясь травмировать ребенка. Его педагогические придумки, большие и малые, защищали ребенка.

- Войти в положение любого и каждого ребенка – вот наша педагогическая сверхзадача, - считал Москаленко[32].

Главная проблема школы была в неправильной организации урока. На комбинированном уроке, где учитель сначала проводил индивидуальный опрос, занимавший большую часть урока, а затем – по необходимости кратко – объяснение нового материала и его закрепление, совершенно не оставалось времени на усвоение новых знаний. Москаленко предложил, а потом и доказал, что структура урока может и должна быть изменена, что акценты в обучении могут и должны быть изменены. Детей необходимо учить на уроке, не рассчитывая, что они доучатся «потом», при выполнении домашней работы. Ученик может качественно усваивать знания на уроке, учитель при этом может управлять процессом обучения и видеть его результаты. Так сложился новый тип урока – «объединенный урок» или «бесструктурный», где усвоение и выявление знаний интегрируются в единый процесс формирования знаний, умений и навыков. Многообразие видов деятельности на уроке, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности позволяло учащимся выполнять значительный объем работы на уроке, что снимало вопросы дисциплины, и тем самым намечался реальный путь к сокращению времени на выполнение домашней работы.

На новом – объединенном уроке усвоение нового, непрерывное совершенствование знаний и формирование навыков и их выявление объединены в единый процесс[33].

Отличие объединенного урока от комбинированного заключается в следующем:

а) процесс обучения и выявления знаний органически сливаются в единый процесс, в конце урока выставляются поурочные баллы;

б) процесс обучения знаниям, умениям и навыкам протекает в органическом единстве под наблюдением учителя; теория не отрывается от практики;

в) ученики новый материал усваивают на уроке, происходит непрерывное повторение знаний, умений и навыков в новых связях, в новых сочетаниях; ученики на таком уроке выполняют столько письменных упражнений, сколько они выполняли на комбинированном уроке вместе с большими домашними заданиями;

г) гармонически сочетаются работа учителя с коллективом класса и отдельной личностью; деятельность учителя не отрывается от деятельности учащихся; урок проходит в темпе мыслительной деятельности детей;

д) активная и проверяемая деятельность учащихся в коллективе делает урок эффективным и в области воспитания; вопрос о поддержании порядка на уроке отпадает, так как все работающие ученики организуются между собой для активного воздействия на нарушителей дисциплины.

Поурочный балл является важным стимулом успешной работы как для ученика, так и для учителя. Оценка работы учащегося на всех этапах урока позволяла даже самому слабому ученику получить положительную оценку за активную работу на уроке, что в свою очередь, формировало положительное отношение ученика к учебной деятельности. Поурочный балл оказывает более сильное воздействие на ученика, чем отметка, выставленная в процессе проверки домашнего задания, так как поурочный балл есть немедленная реакция учителя на работу учеников[34].

Показатели успеваемости (баллы), выставляемые в процессе проверки домашних заданий, не отражают действительных знаний учащихся, - эти показатели знаний в большинстве оказываются завышенными. Узнать действительное положение с выполнением домашних заданий является нелегкой проблемой. Большинство учителей, до сих пор считая решающим фактором в успеваемости школьников не работу в классе, а выполнение домашних заданий, систематически выставляют «единицы» и «двойки» за невыполнение задания; это порождает обращение за чужой помощью дома, списывание у товарищей и создает совершенно ложную картину знаний учащихся.

Перейти на страницу: 1 2 3