Шаталов В. Ф.

При устном опросе учащиеся пользуются или листа­ми с опорными сигналами (при магнитофонном и ти­хом опросе), или опорными плакатами (при ответах у доски). Психологическая раскрепощенность учащих­ся при таком опросе определяется целым рядом объек­тивных составляющих.

1. Отпадает необходимость в одновременном выпол­нении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен заполнять абзацы между взаимосвязанными опорными сигналами. Как показали исследования профессора В. В. Давыдова, одновременное выполнение нескольких умственных опе­раций ведет к повышенной утомляемости или к непродуктивному выполнению каждой из этих операций.

2. Упрощается оперирование новыми терминами, име­нами и датами, а это, в свою очередь, приводит к не­ожиданному эффекту: из речи учащихся практически полностью исчезают слова-паразиты («вот», «ну», «да», «так» и др.). Как видно, раньше их употребление дик­товалось единственной необходимостью — выиграть время для обдумывания новых слов и речевых постро­ений.

3. Строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем са­мым благотворно отражаются на психологическом кли­мате урока.

Раскрепощенность, создающаяся при свободном вы­боре задач, наглядная система опорных сигналов, спо­собствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи, — все это подчи­нено одной цели: ученик должен учиться победно[30].

Система В. Ф. Шаталова достаточно продуктивна. У учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. Шаталов сумел добиться высоких показателей обученности.

Необходимо также отметить, что трудоемкость новаторского опыта Шаталова заключается в относительно значительных затратах времени, денег и усилий на создание и оформление опорных сигналов, а его внедрение представляет некоторую сложность, так как требует издание опорных сигналов для учителей, а в педвузах начать соответствующую подготовку учителей[31].

Перейти на страницу: 1 2 3