Шаталов В. Ф.

А теперь обратимся к опорным сигналам, иллюстри­рующим сражение на реке Рымник[26].

Здесь, как видим, всего 25 печатных знаков. Запом­нить их после рассказа учителя можно практически с од­ного взгляда. Восстановить же по этому плану ход сра­жения во всех его деталях доступно абсолютно каждому ученику. Принцип доступности в но­вой методике становится уже не благим пожеланием, а неукоснительным, многократно контролируемым прак­тическим руководством к действиям каждого учителя.

Заметим, дата сражения отражена опорным сигналом 89, а не 1789. Это очень существенно: создавая листы с опорными сигналами, необходимо со всей скрупулез­ностью учитывать каждый печатный знак. Чем их мень­ше, тем больше притягательная сила опорных сигналов, тем меньше времени тратят учащиеся на подготовку к уроку, тем быстрее они выполняют письменные рабо­ты на первых минутах урока, тем больше процент высо­ких оценок за эти работы. По поводу того, что отсутствие первых двух цифр в дате сражения может привести к смещению со­бытия на 100 или 200 лет, сомнения совершенно беспоч­венны: А. В. Суворов жил в одно время с Наполеоном, а войну 1812 г. помнит абсолютно каждый ученик. При составлении опорных сигналов такие факты тоже необ­ходимо учитывать.

Кстати, ни в методическом пособии, ни в учеб­нике истории плана сражения на реке Рымник нет. Есть только рассказ, занимающий 48 строчек параграфа — 1/6 общего объема урока. Отсюда следствие: страница с опорными сигналами этого урока может содержать не более 200 печатных знаков, а это всего 8-10 минут письменной работы на уроке[27].

Теперь мы рассмотрим, каким образом происходит опрос учеников с использованием листов с опорными сигналами и магнитофонного опроса.

Лист с опорными сигналами выполнен в форме одноцветной схемы[28].

В левом нижнем углу листа указан порядковый номер урока. Рядом с ним — домашнее задание: § 20. Это значит, что ребятам не нужно записывать домашнее задание в дневники, не нужно тратить на это время ни на уроках, ни на переменах, не нужно выслу­шивать замечания учителей и родителей в случаях, ког­да они этих записей не обнаружат в соответствующих строчках дневника. Короткая запись на типографском листе, и — никаких конфликтов.

Обратимся к общей картине листа. Она включает в себя 4 изолированных друг от друга формой, цветом и контурами блока. Блоковая компоновка учебного ма­териала преследует две цели. Первая — облегчить ребятам процесс запоминания и воспроизведения опорных сигналов. Вторая — определить рамки ответа каждого ученика во время устного опроса. На этом уроке к магнитофону подойдут 4 ученика. Запи­сывая свои ответы на магнитофон, все они пользуются готовым листом с опорными сигналами, который учитель кладет рядом с магнитофоном еще до начала урока. Ответ по готовому листу совершенно правомерен: пись­менное воспроизведение опорных сигналов — обязатель­ный элемент каждого урока после изложения нового ма­териала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся.

Закончив рассказ по опорным сигналам первого бло­ка, ученик вернется на место и выполнит в тетради ри­сунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем ритме и сдать свою тетрадь на проверку учителю вместе с остальными учащимися класса. На протяжении всего учеб­ного процесса с ребят снимаются какие бы то ни было психологические перегрузки, и дети отлично понимают это. Взаимное уважение, добро­желательная помощь учителя создают доверительную психологическую атмосферу, которая является одним из решающих факторов успешной учебной деятельности ре­бят.

По времени запись рассказа на магнитную пленку продолжается не более 2 — 3 минут, а за 12 минут, отве­денных для выполнения письменной работы, будут запи­саны рассказы 4 учеников. Таким образом, еще до нача­ла традиционной формы опроса 4 ученика получили воз­можность изложить содержание учебного материала в устной форме, а это, кроме всего, 4 оценки за устные ответы. Основной педагогический акцент делается не на усилении контро­ля, а на создании такой обстановки, при которой на каждом уроке раскрывают свои возможности и отчиты­ваются о своей работе не 3-4 школьника, а весь класс — от первого до последнего ученика. Отчитываются объем­но, содержательно, с сознанием добротно выполненной работы[29].

При записи ответа на магнитофон слабый ученик не будет испытывать страх быть поднятым на смех при неправильном ответе, так как эту запись никто кроме учителя не прослушает, а если ответ хороший, то на следующем занятии запись прослушает весь класс. Подобный прием позволяет ученикам обрести уверенность в себе и в дальнейшем уже уверенно выходить к доске и спокойно отвечать.

Новые формы опроса полностью снимают с учащихся возбу­ждение, беспокойство, раздражительность, вя­лость и медлительность. Ибо все эти аномалии в абсо­лютном большинстве своем являются не следствиями психической неполноценности детей, а вполне естест­венными защитными реакциями психики на многолетние неуспехи в учебе и связанные с ними упреки. Непослу­шание, бравада и дерзость — вторые производные тех же психических реакций: так подростки пытаются ут­вердиться, пусть даже наперекор всем существующим нормам поведения.

Перейти на страницу: 1 2 3