Результативность педагогического труда и уровень способностей

Итак, на первом-втором уровнях деятельности проявляются общие способности и общая одаренность педагога. В современной психологии общая одаренность понимается как «единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллек­туальных возможностей человека, уровень и своеобразие его дея­тельности. Общая одаренность представляет собой основу развития самых различных способностей и, в свою очередь, во многом яв­ляется результатом развития специальных способностей».

Третий уровень деятельности педагога свидетельствует о на­личии у него специальных педагогических способностей.

Но по­скольку, как правило, он обучает той или иной отрасли научного знания (физике, математике, технической дисциплине и др.), тому или иному искусству, народному промыслу и т. д., то третий уро­вень возможен лишь при достаточном владении этой наукой, в свою очередь требующей специальных способностей. То есть рассматри­ваемый уровень предполагает взаимодействие педагогических и других способностей.

Четвертого и пятого уровней деятельности достигают люди, пе­дагогически одаренные, умеющие подчинить свои специальные ин­тересы, склонности, способности педагогическим целям, создаю­щие оригинальные системы учебно-воспитательной работы, пред­ставляющие ценность не только для тех педагогических коллекти­вов, в которых они работают, но и для своих современников.

В тех случаях, когда созданная система учебно-воспитательной работы на протяжении ряда лет дает свои положительные резуль­таты по выше сформулированным критериям, можно говорить о безусловной талантливости и отдельного педагога и целого педа­гогического коллектива как своеобразного педагогического ансамб­ля, чья совместная деятельность регулируется общими представле­ниями об искомых результатах и проверенных маршрутах поиска способов их улучшения.

Б. Г. Ананьев высказал мысль о связи таланта с личными осо­бенностями и характером человека в целом. К признакам таланта он относил: а) многосторонность образования личности, многосто­ронность способностей; б) осознание и овладение своими способ­ностями; в) включенность способностей в характер. «Талант не­разрывно связан с характером, — писал он. — Вот почему настоя­щий талант предполагает развитый и крупный характер, опреде­ленную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана».

Талантливых педагогов значительно больше, чем известных имен, поскольку не всегда педагогическая талантливость соче­тается с литературным даром самого педагога и не на каждого талантливого педагога находится талантливый журналист, умею­щий рассказать о его опыте.

Выдающиеся педагоги сочетают педагогический талант, вопло­щенный в педагогических изобретениях, с талантом литературным. Почти все выдающиеся педагоги, которых мы знаем, были талант­ливыми писателями. Так, например, замечательными писателями были Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, прославленные отечественные педагоги — К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев, К. С. Станиславский, выдающиеся советские педагоги — А. С. Ма­каренко и В. А. Сухомлинский. Их заслуга перед советской педаго­гикой состояла в создании не только замечательного личного опы­та учебно-воспитательной работы, но и оригинальных учебных по­собий для учащихся и преподавателя, в которых воплощались но­вые педагогические идеи, служившие прогрессу общества.

Гениальные педагоги — это те, кто совершил переворот в прак­тике учебно-воспитательной работы. К их числу, очевидно, можно отнести Сократа и Аристотеля, а из более поздних — Яна Амоса Коменского, создателя и теоретического обоснователя современной классно-урочной системы обучения, Роберта Оуэна — первого экспериментатора в области организации сочетания производи­тельного труда детей с системой обучения.

Специальные педагогические способности проявляются во всех психических процессах человека — в особенностях его внимания, восприятия, наблюдательности, памяти, мышлении, речи, вообра­жении, в его состояниях и свойствах личности. Только при доста­точно высоком уровне сформированности педагогических способ­ностей другие специальные способности (изобразительные, мате­матические, артистические и т. д.) входят в структуру педагогиче­ской деятельности и служат достижению педагогических целей. Очень талантливые ученые, музыканты, дирижеры, художники, артисты, спортсмены, скульпторы, писатели, токари, изобретатели далеко не всегда становятся просто умелыми педагогами. Сильная доминанта на личном творчестве в той или иной области науки, искусства, техники подчас становится препятствием при переходе к педагогической деятельности не только вследствие того, что последняя требует изменений в системе ценностей человека, но ре­зультативность педагогического труда возможна в условиях особой структуры знаний педагога или педагогической компетентности.

Перейти на страницу: 1 2 3