Результативность педагогического труда и уровень способностей

В советской психологии уровень способностей рассматривают в связи с уровнем достижений в деятельности. Например, талант определяют как совокупность способностей (одаренность), позволяющую «получать продукт деятельности, который отличается но­визной, высоким совершенством и общественной значимостью», а гениальность— как высшую степень творческих проявлений лич­ности, выражающуюся в творчестве, «имеющем историческое зна­чение для жизни общества». «Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знания. Для гения характерны чрезвы­чайная творческая продуктивность, овладение культурным насле­дием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устарев­ших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой дея­тельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Этот подход правомерен и для рассмотрения педагогических способностей.

Мы уже сказали, что конечные результаты педагогического труда носят коллективный характер и их можно измерить по пока­зателям вхождения учащихся в новые педагогические системы или в общественное производство. Так, например, конечные результаты труда учителя начальных классов не в том, сколько и какие он по­ставил оценки, а в том, как дети подготовлены к учению в средних классах: умеют ли бегло читать, выделять при этом основной смысл прочитанного, пересказывать его своими словами, формули­ровать свое личное отношение к прочитанному; умеют ли быстро и без помарок писать, свертывать и развертывать свои записи: в какой мере владеют счетом; каков фонд их памяти и общего разви­тия.

Первоначальные навыки и умения учиться так важны для всей последующей ученической судьбы учащегося, то уровень педагогического мастерства первого учителя сказывается на их учебной успешности не только в средних, старших классах, но даже в выс­шей школе.

Критерием оценки коллективной педагогической деятельности учителей восьмилетней школы являются показатели вхождения их выпускников в средние профтехучилища и в девятые классы:

уровень сформированности навыков и умений в области самообра­зования, самоконтроля, саморегуляции, нравственной устойчивости, ответственности и самодисциплины.

Критерием оценки коллективной деятельности инженерно-пе­дагогических работников профтехучилищ являются показатели профессиональной компетентности и мастерства их выпускников, профессиональной устойчивости, самодисциплины и ответственно­сти в условиях производственной деятельности.

Этот конечный коллективный результат достигается усилиями каждого отдельного педагога, тем, в какой мере система и после­довательность его действий подчинены получению искомого резуль­тата.

По результативности каждый педагог может быть отнесен к од­ному из следующих уровней деятельности, построенных по принци­пу кумулятивной шкалы (каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие):

I — репродуктивный, состоящий в том, что педагог умеет рас­сказать другим то, что знает сам;

II — адаптивный, состоящий в том, что педагог умеет приспо­собить свое сообщение к особенностям аудитории;

III — локально-моделирующий, состоящий в том, что педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам и уме­ниям по отдельным разделам курса (то есть умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и создавать систему и последовательность включения учащегося в учебно-познавательную деятельность);

IV — системно-моделирующий, состоящий в том, что педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, на­выков, умений учащихся по предмету в целом;

V — системно-моделирующий деятельность и поведение: педа­гог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспи­тании, самообразовании, саморазвитии.

По первому и второму уровням деятельности нельзя судить о наличии у педагога специальных педагогических способностей. Здесь может прекрасно проявляться общая одаренность человека, качество речи, эрудиция, артистичность поведения, темперамент, эмоциональность. Деятельность педагогов этих уровней внешне мо­жет быть очень привлекательной и вызывать положительный эмо­циональный отклик у учащихся. Но результативность будет лишь у тех учащихся, которые сами обратятся к дополнительному поис­ку и самостоятельной работе. Воспитательный эффект от такого учителя тоже может быть положительным, но его может и не быть. Педагоги этих уровней деятельности не владеют стратегиями со­знательного, профессионального достижения искомых результатов.

Педагогические способности обнаруживаются при переходе на третий, локально-моделирующий уровень ТПГ деятельности.

Этот переход связанно перемещением доминанты с себя на уча­щихся с того, «как я рассказываю, как я объясняю», на то, «что и в какой последовательности должен сделать ученик, чтобы учеб­ная информация стала его достоянием». Третий уровень деятель­ности возможен при условии изменения у педагога системы цен­ностей. Система ценностей как бы переадресуется с «ценного для меня» на способы выработки системы ценностей «самим учащим­ся». Как ни удивительно про это говорить, но подлинно профессио­нальная педагогическая позиция формируется в условиях своеоб­разного самоотречения, обусловленного тем, что педагог осознает, что главный результат педагогического труда не в том, что и как я говорю и действую, а в том, как научается мыслить, вести себя, работать ученик.

Перейти на страницу: 1 2 3