Требования реформы к профессионализму труда педагогов

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы подчинена идее оптимизации системы народного образования. В до­кументах реформы сформулирован и главный критерий оптимиза­ции. В качестве такового выступает совершенствование процессов всестороннего развития личности учащегося, его трудового, нрав­ственного и общественно-политического воспитания.

На совершенствование и перестройку системы образования в свете реформы направлена деятельность научно-исследователь­ских институтов АПН СССР и всех отраслевых НИИ министерств и практических работников. Главные усилия направлены на госу­дарственное материально-техническое, информационное (новые учебные планы, программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно-воспитательной работы, методи­ческие рекомендации и пособия) обеспечение педагогических систем.

Однако основные идеи реформы заставляют искать резервы совершенствования системы образования не только в создании лучших условий осуществления учебно-воспитательного процесса (что является очень важным), но и в улучшении деятельности са­мих руководителей ПС и преподавателей как субъектов организа­ции творческого учебно-воспитательного процесса, осуществляемо­го в условиях новых государственных требований.

Именно на стимулирование педагогического мастерства и творчества преподавателей направлен целый ряд государственных ме­роприятий, предусмотренных реформой:

— введение денежной надбавки за высокие показатели в учебно-воспитательной работе по данным аттестации, которая будет проводиться через каждые пять лет;

— присуждение почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель» с повышением заработной платы;

— введение оплаты за выполнение должностных обязанностей по руководству различными подразделениями учебного заведения;

— увеличение оплаты за ученую степень кандидата и доктора наук;

— засчитывание стажа педагогической работы при переходе в высшую школу;

— материальное поощрение целых педагогических коллективов за успехи в педагогическом труде.

Все эти внешние стимулы делают особенно острой проблему совершенствования деятельности каждого педагогического коллек­тива, формирования у каждого педагога потребности в развитии своих способностей, направленности, мастерства и тем самым в повышении продуктивности собственного труда.

Способов решения данной проблемы (формирование у педаго­гов потребности в самосовершенствовании в условиях реформы), очевидно, может быть множество. Одним из важнейших является изучение педагогическим коллективом и отдельным педагогом, в него входящим, результативности собственного труда.

При этом главными показателями результативности коллектив­ного труда педагогов являются вхождение выпускников школ в по­следующие педагогические системы, а профтехучилищ—в общест­венное производство (профессионализм, мастерство, общественно-политическая активность, ответственность, устойчивость). Частными признаками результативности отдельного педагога — умение учащихся применять знания и навыки, полученные на предыдущих стадиях обучения, в последующих; например знаний по физике — в курсе общетехнических дисциплин, знаний из общетехнических дисциплин — в спецтехнологии, всего комплекса полученных в учи­лище знаний, навыков, умений — в самостоятельной производст­венной деятельности.

Сложность такого объекта, как коллективная педагогическая деятельность, факторы, содействующие или препятствующие се результативности (по показателям вхождения выпускников в общественное производство), требуют разработки новой ме­тодологии исследования. До сих пор, как правило, объек­том изучения было минимальное число факторов безотносительно к функционированию педагогической системы в целом. Отсюда и выводы, как правило, носили локальный характер, не удовлет­воряющий практиков. Большой объект, например факторы продук­тивности коллектива профтехучилища, требует комплексности, участия множества специалистов, соответствующих тем направлениям и специальностям, которые представлены в педагогической систе­ме, то есть методологии и методов исследования, адекватных само­му объекту.

Перейти на страницу: 1 2 3 4