Введение

творческого осмысления нового и реконструирования старой систе­мы знаний. Это тоже будет связано с преодолением сложившихся стереотипов. Поскольку на службу системе образования придут новые средства, формы и методы педагогического воздействия и важнейшим средством воздействия станет труд, педагогам придет­ся овладевать новыми средствами педагогической коммуникации. Даже уменьшение количества учащихся в классах, деление учащихся на две группы по целому ряду дисциплин создаст, с одной стороны, лучшие условия для индивидуального подхода, а с другой — для более высокого уровня мастерства в его осуществлении.

Наконец, вследствие того, что обучение детей начнется с шести­летнего возраста, в целях лучшего управления их учебно-познава­тельной, коммуникативной и трудовой деятельностью потребуется накопление новых социально-психологических знаний о них, об их поведении в группе и коллективе, о психологии усвоения ими учеб­ных дисциплин, чтобы воздействие сделать более целенаправлен­ным и результативным.

В этих условиях наименее безболезненно перестроятся самые талантливые педагоги и потому их опыт окажется необычайно цен­ным не только для тех педагогических коллективов, в которых они работают.

В связи с этим в условиях реформы проблема педагогических способностей, одаренности, таланта приобретает не только теоре­тическое, но и практическое значение.

В настоящей брошюре мы рассмотрим следующие вопросы: со­временные требования педагогических систем к профессионализ­му труда учителя, определение и структуру педагогических способ­ностей, .критерии оценки уровня продуктивности педагогического труда и способностей, их взаимосвязь с общими и другими спе­циальными способностями, формирование педагогических способ­ностей.

Перейти на страницу: 1 2