Введение

По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического. Реформа общеобразова­тельной и профессионально-технической школы направлена на по­вышение качества деятельности выпускников в условиях общест­венного производства. Она вызвана потребностью общества в людях, любящих труд и умеющих трудиться творчески, ответственна дисциплинированно, без брака. Реформа и рассчитана на подготов­ку таких людей.Она предусматривает создание новых объектив­ных условий труда педагогов и учебно-познавательной деятель­ности учащихся.

Объективные изменения в функционировании педагогических систем (ПС) произойдут по следующим направлениям:

— изменятся цели ПС. Общеобразовательная школа будет давать профессию. Но в условиях соревнования с ней профессио­нально-техническая школа должна будет готовить высококвалифи­цированного рабочего широкого профиля, имеющего основатель­ную общеобразовательную подготовку, превосходящего выпускни­ка школы профессиональной устойчивостью, творческой изобрета­тельностью, ответственностью в работе с материалом, инструмен­том, в отношениях с производственным коллективом;

— изменится содержание учебной информации. Оно обновится как в общеобразовательной, так и в профессионально-технической школе. Уже известно, что для той и другой будет определен еди­ный уровень образования. Вместе с тем программы будут учиты­вать профессиональную направленность учащихся. На его базе начнется поиск вариантов профессиональной направленности об­щенаучной и общеобразовательной подготовки. В педагогические системы придут новые учебные планы, программы, учебники, а это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость перестройки си­стемы знаний, прежде всего самих преподавателей;

— изменятся средства педагогической коммуникации, то есть средства, формы и методы педагогического воздействия. Главным средством воспитания станет производительный труд, который, как это прекрасно показал А. С. Макаренко, будет средством под­линно эффективным, если, во-первых, он особым образом органи­зован, и, во-вторых, если он сочетается с правильной организацией нравственного воспитания учащихся;

— изменятся формы и методы педагогического воздействия вследствие того, что ПС вступят в новые взаимоотношения с об­щественным производством;

— в какой-то мере изменится и сам объект педагогического воздействия — учащиеся, вследствие того, что дети начнут учиться с шестилетнего возраста. Более цепкая память у шестилеток обеспечит формирование у них более прочного фонда знаний, на­выков и умений не только в начальных, но затем в средних и стар­ших классах;

— изменятся требования к уровню профессионализма педаго­гов, в том числе руководителей ПС, преподавателей и мастеров производственного обучения, в частности вследствие того, что более высоко будет оплачиваться административная и вся педагогиче­ская работа. Материальное обеспечение получит аттестация от­дельных преподавателей и поощрение целых педагогических кол­лективов. Все это повлечет за собой увеличение напряженности педагогического труда вследствие необходимости субъективной , перестройки знаний, навыков, умений, отношений, самой личности педагога.

Прежде всего, потребуется переосмысление целей деятельности преподавателями и учащимися: как сделать общеобразовательные, естественнонаучные и профессионально-технические дисциплины средствами формирования всесторонне развитой личности, владею­щей профессией, как уложиться с новыми задачами в отведенное время, которого явно недостаточно. Субъективная трудность перестройки будет обусловлена тем, что реформа рассчитана на углубление, расширение, упрочение знаний, навыков, умений, интен­сификацию аккумулирования важнейших достижений научно-прак­тического знания в процессе преподавания. Новые программы и, учебники потребуют от педагогов своеобразного переучивания:

Перейти на страницу: 1 2