Метод обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе

5. Выделить главную мысль.

Следует объяснить учащимся, что глав­ная мысль отражает замысел автора и от­вечает на вопрос, с какой целью автор рассказал о чем-то. Затем следует рассмот­реть главную мысль, которая выражена в тексте эксплицитно, потом учащиеся сами должны найти главную мысль в тексте, затем выбрать из трех предложенных вариантов главную мысль, соответствующую смыслу прослушанного текста, и, наконец, самим сформулировать главную мысль.

6. Воспринимать сообщение к опреде­ленном темпе (в данном случае естествен­ном медленном), определенной длительно­сти звучания (1,2 — 2 мин) до конца без пропусков. Формирование этих умений целесообразно осуществлять одновременно. Проведенные срезы показали, что трудно­сти, связанные с определенным темпом предъявления сообщения и с его длиной, как правило, с наибольшей силой влияют на прием конца сообщения (примерно 30 последних секунд в коротких текстах).

Преподавателю следует сказать учащим­ся о том, что они не должны стремить­ся полностью запомнить начало текста, так как в этом случае они устанут и плохо запомнят конец. Им следует, опираясь на умения 1 и 3, стараться запомнить основное содержание всего текста и особенно внимательно прослушать конец, так как часто в конце содержится самая важная информация.

Затем учащимся предлагается прослушать текст, кратко передать начало и середину и по возможности ПОЛНО и ТОЧНО воспроизвести конец. Можно использовать следующий прием работы: слабый ученик пересказывает конец текста, средний повто­ряет сказанное и добавляет пропущенное и, наконец, сильный ученик воспроизводит конец текста полно и точно.

Таковы вкратце приемы, с помощью ко­торых за период начального этапа можно сформировать базисные умения аудирования и достичь его исходного уровня. Кри­терием сформированности всех указанных умении является способность учащихся полно и точно понять короткий текст с новым простым содержанием, доступный по языковой форме (не содержащий новых языковых явлений и скопления трудных для восприятия форм), предъявленный преподавателем один раз в естественном медленном темпе без зрительной опоры в виде картин.

Итак, возможность интенсифи­кации обучения аудированию в формиро­вании базовых умений данною вида рече­вой деятельности на начальном этапе пос­ле создания перцептивной базы аудирования. Известно, что целенаправленное и гра­дуированное развитие умении требует мень­ше затрат времени и усилий обучающих­ся, чем стихийное и комплексное, и дает лучшие результаты. Кроме того, проведение этой работы на начальном этапе (обычно же такого рода задачи решаются на про­двинутом этапе) должно обеспечить более равномерное и последовательное развитие аудирования и позволит избежать затрат времени на преодоление трудностей, свя­занных с несформированностью данных умений, на продвинутых этапах.

Предлагаемый Елухиной путь обучения аудированию на начальном этапе должен придать педагогическому процессу большую комму­никативную направленность, так как в этом случае центр тяжести работы будет перенесен на речевые упражнения, вы­полняемые на материале связных текстов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6