Метод обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» или интенсификация обучения аудированию на начальном этапе

Формировать перечисленные умения в указанной последовательности рекомендует­ся, соблюдая принцип «снежного кома», т. е. развивать каждое новое умение на базе уже сформированных. В этом случае учащиеся не только будут работать над новым умением, но и совершенствовать ра­нее сформированные. При этом, максимум времени должен быть отведен на форми­рование, сложных для общающихся умений. Такой путь овладения базовыми умениями должен обеспечить прочность приобретен­ных умений и быстрое достижение исход­ного уровня владения речевой деятель­ностью. Эго особенно важно на началь­ном этапе, когда дети, постоянно сталки­ваясь с трудностями, иногда теряют веру в свои силы. Стабильные положительные результаты актов деятельности будут слу­жить стимулом для работы над языком в дальнейшем.

Предлагается следующая система работы над формированием умений исходного уровня аудирования:

1. Отделять главное от второстепенного, т. е. выделять смысловые вехи и смысловой центр фразы.

На материале нескольких фраз преподаватель показывает, как выделять смысловые вехи, отыскивая ответы на вопросы кто? / что делает ? /Что происходит? каким образом?, а также иногда где ? когда? с какой целью?

После того как учащиеся научатся выделить смысловые вехи и повторять фразу в компрессированном виде, следует выполнить аналогичные упражнения на материале группы фраз, связанных но смыслу. Работа над развитием данного умения, а также и всех последующих завершается когда все учащиеся выполняют соответствующие задания (в данном случае выде­ляют смысловые вехи и повторяют смысловой центр фразы) правильно и в достаточно быстром темпе.

2. Определять тему сообщения.

Работа ведется на материале микро­текста. Преподаватель объясняет, что ответ на вопрос о чем? содержится в теме сооб­щения, и показывает на 2—3 микротестах раскрытие темы. Затем учащиеся, прослу­шав микротекст, выбирают из трех предло­женных вариантов формулировку темы, соответствующую данному тексту, сами определяют тему и, наконец, придумывают заголовок, отражающий тему текста. Параллельно в каждом тексте выделяются смысловые вехи.

3. Членить текст на смысловые куски, определять факты сообщения.

Как обычно, сначала преподаватель сам выделяет факты, поясняя ход своих дейст­вий. Следует объяснить учащимся, что для выделения фактов нужно найти в тексте ответы на вопросы о чем? и что?

Учащимся предлагается на материале разных звучащих текстов выполнить следующие задания: разделить текст на смысловые куски и сосчитать их количество, перечислить факты текста, поставив вопро­сы к каждому из них, расставить пункты плана в соответствии с последователь­ностью фактов в тексте, привести план в соответствие с фактами текста (убрать лиш­ние, добавить пропущенные, исправить неверные) и, наконец, самим составить план, отразив в нем все факты текста. Одно­временно определяется тема текста и выде­ляются ключевые слова.

4. Устанавливать логические связи меж­ду элементами текста.

Для овладения данным умением следует использовать целостный звучащий микротекст. «Преподаватель покалывает на при­мере конкретного текста его композицию: качало, основную часть, концовку. Он скрывает логику изложения путем постановки вопросов к каждой последующей фразе. Рекомендуется выполнить следую­щее упражнения: расставить фразы в логи­ческой последовательности (не более 5 коротких предложений), поменять местами фразы в соответствии с логикой изложения, заменить фразу, нарушающую логику изложения, привести описание сюжетной картины/серии картин в соответствие с логической последовательностью событий. Составить план фабульного текста, соблюдая последовательность фактов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6