ЗАНЯТИЯ  ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

"Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала

добрые, светлые сказки.Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звон­кая, как детство."

"В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир прекрасен и не бывает плохих дней."

"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада-

ние нарисовать под музыку."

"У Дебэсси своя гармония,не похожая на музыку других композито­ров"

"Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе пришлась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Я думаю, она также понравилась и дочери Клода Дебюсси Эмме"

"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Она необычна, и как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на падающий в сумерках снег.Я давно уже заметила, что композитор сродни писателю, и ты, слушая музыку, как бы читаешь её.В этой музыке видна история и лично мне она напоминает одну из сказок Г.Х.Андерсена".

Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого.Он проходил в тех же классах.На занятиях данного цикла мы по­пытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в рамках которого они творили.Чтобы сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал - в частности, репродукции кар­тин художников-ипрессионистов.Через сравнение выразительных средств живописи и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников к осознанию не­коего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи.

Основной нашей задачей было преподнести музыку импрессионистов так, чтобы она нашла отклик в душе ребят,вызвать у них желание обра­щаться к ней вновь и вновь.Уроки были объединины темой:"Выразительные средства импрессионистической музыки и живописи".

Первый урок стал начальным этапом постижения особеннос­тей языка импрессионистов:

У.-Ребята, как вы знаете, каждый вид искусства имеет свои средс­тва выразительности.Какие выразительные средства у живописи?

Д.-Линия, цвет, колорит .

У. показывает детям репродукции картин: "Ветренный день в Ве­нё"А.Сислея,"Руанский собор вечером","Скалы в Бель-Иль" К.Моне и зада­ёт вопрос:"Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные вырази­тельные средства?"

Д.-Да.Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, конт­раст или сходство между ними.

У.-Что же достигается этим?

Д.-Ощущение воздуха, его прозрачности, естественности изображения. У.-Теперь давайте вспомним выразительные средства музыки. Д.-Мелодия, ритм, гармония, тембр.

У.-Попробуеи провести параллели между выразительными средствами живописи и музыки.В живописи - линия, а в музыке - .

Д.-Мелодия.

У.-В живописи цвет, краски, а в музыке - .

Д.-Гармония.

У.-В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным вырази­тельным средством является не линия, а цвет, краски.А какое вырази­тельное средство, мелодия или гармония, выступает на первый план в му­зыкальном отрывке,который я сейчас сыграю.

(У. исполняет фрагмент из фортепианной прелюдии К.Дебюсси "Зато­нувший собор")

Д.-Мелодии, которую можно спеть нет, основное, что мы слышим ­это гармония, но она очень мелодичная.

У. предлагает учащимся прослушать произведение целиком в записи и запомнить свои впечатления от музыки.Далее происходит обмен учащихся слуховыми впечатлениями.

У.-Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведе­ния возникли свои ассоциации, свои впечатления.У композитора, сочинив­шего эту пьесу, они тоже были индивидуальными, особенными.Вам, навер­ное, будет интересно узнать, что К.Дебюсси не любил слишком точно по­яснять их.Иногда он не хотел каким-либо образом конкретизировать со­держание своих музыкальных произведений.По мнению композитора это "убивает тайну" музыки.Так, в прелюдиях для фортепиано заголовки он расположил в конце пьес, не желая навязывать исполнителю или слушателю

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8