ЗАНЯТИЯ  ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

(пение мелодии в среднем регистре на звук "а")

_Дети . - под эту музыку можно укачивать ребенка. Она похожа на ко­лыбельную. В этой мелодии есть черты всех колыбельных: медленный темп, мягкие убаюкивающие интонации.

_Учитель . - Верно, жанр этой пьесы колыбельная, но все ли в ней обычно, традиционно, как мы привыкли слышать в колыбельных песнях?

_Дети . - Обычно колыбельные песни написаны в среднем или высоком

регистре, а здесь низкие регистры, потому, что это колыбельная для слоненка.

_Учитель . - Правильно, композитор назвал пьесу не просто "Колыбель­ная", а "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка Шушу. В музыке Дебюсси мы слышим, как мама слониха поет ему колыбельную. А для кого исполняется следующая пьеса.

(слушание пьесы "Серенада кукле")

_Дети . - Мне кажется, что эта песня поется для птичек, так мелодия напоминает птичье пенье.

- Я услышала звуки гитары, и представила себе красивую кук-

лу, для которой кавалер поет и играет на гитаре.

_Учитель . - Верно, эта пьеса представляет именно такую сценку. И называется она "Серенада кукле". Кто из вас знает что такое серенада?

_Дети . - Это песня, которую пел рыцарь под окном своей возлюбленой.

Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Серца, поэтому музыка обычно взволнованная.

_Учитель . - Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали наз-

вать любовной песней?

_Дети . - Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть немного грусной, взволнованной, а это - подпрыгивающая, веселая, танцевальная.

_Учитель . - Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на

серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?

_Дети . - Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет красивой кукле серенаду. Все, и актеры и зрители веселы и довольны.

_Учитель . - Я с вами согласна, и мне кажется, что К.Дебюсси сочинил эту пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.

А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого

произведения?

(слушание пьесы "Снег танцует")

_Дети . - Дождь, похожии на падающие капли.

- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают кружась листья.

- Я представила прекрасные, легкие снежинки, блестящие в свете уличных фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а потом плавно опускаются на землю.

_Учитель . - Эта пьеса называется "Снег танцует". Ее музыка передает кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он навевает?

_Дети . - Тоски, грусти, одиночества.

_Учитель . - Композитор изобразил просто зимнии пейзаж?

_Дети . - Нет, композитор на фоне танцующего снега показал чувства, которые вызывает у него танец.

_Учитель . - Сейчас мы послушаем еще один танец.

(слушание пьесы "Кукольный кэк-уок")

_Дети . - Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм, а ин­тонация напоминает джаз.

_Учитель . - Можно ли представить себе взрослых людей, танцующих под эту музыку?

_Дети . - Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная, носит шу­товской характер.

_Учитель . - Верно, в этом танце есть что то забавное, комическое. Композитор назвал эту пьесу "Кукольный кэк-уок", а главным героем ее сделал смешную куклу - негритенка, с торчащими во все стороны волосами.

Кэк-уок - это танец, который возник в США и стал популярен в Ев-

ропе в начале нашего века. Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот, чарльзтон и многие другие эстрадные танцы.

Хотелось бы отметить, что эта пьеса вызвала у ребят положительный эмоциональный отклик. Уже на первых уроках был заметен интерес учащих-

ся к предложенной нами музыке. (К сожалению в конспект урока не вошли очень многие варианты ответов детей).Из сюиты "Детский уголок" особен­но понравилась учащимся пьеса "Снег танцует".Это было для нас некото­рой неожиданностью, так как музыкальный язык данной миниатюры выделя­ется на фоне остальных номеров как наиболее сложный.Одновременно это произведение ярче всего показывает особенности ипрессионистического стиля.Удивительно, что дети почувствовали ощущения, которые несет му­зыка, а значит - саму суть импрессионизма.Исходя из этого мы сделали вывод о возможном обращении к некоторым фортепианным прелюдиям К.Де­бюсси и фрагментам оркестровых произведений К.Дебюсси и М.Равеля, яв­ляющихся более сложными.Использование этого музыкального материала в дальнейшей работе позволит углубить предтавления учащихся об особен­ностях музыкально-выразительных средств композиторов-импрессионистов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7