Образование в средневековой Германии

От студента требовалось посещать лекции: обязательные днев­ные (ординарные) и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студен­ты записывали эти выдержки, затем переводили и комментиро­вали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, т. е. отвечал на вопросы и комменти­ровал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты "о чем угодно" (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свобод­но, прерывая оратора свистом и криками.

Университеты явились альтернативой схоластике, вырождав­шейся в "науку пустых слов". В XIV — XV вв. пропасть между но­вейшим знанием и схоластикой увеличивалась. Схоластика все больше превращалась в формальную бессодержательную филосо­фию. "Научными штудиями" схоластов могли быть, например, дискуссии на темы:" Сколько чертей помещается на кончике иглы", "Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу" и пр.

Перейти на страницу: 1 2 3 4