Образование в средневековой Германии

Универсальными_методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. Усидчивость почиталась наилучшим способом овладения христианским школьным знанием. В итоге церковные школы раннего средневековья принесли немного пользы. Детям из низших слоев, т. е. абсолютному большинству населения, доступ к образованию остался закрытым. Уровень подготовки был крайне низким. Достаточно сказать, что в университетах XIII—XV вв. нередко обучали первогодков элементарной латинской грамоте, поскольку те не могли овладеть eю в школе. На протяжении XII — XV вв. школьное образование постепенно выходит за стены церквей и монастырей. Это выразилось прежде всего в создании т. н. городских школ и университетов. Создание светских учебных заведении было тесно связано с ростом городов, укреплением социальных позиций горожан, которые нуждались в близком их жизненным потребностям образовании. Такие учреж­дения зарождались в недрах церковного образования.

Первые городские школы появились во второй половине XII — начале XIII в. в Любеке, Гамбурге и т. д.

Городские школы рождались также из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговце., и ремесленников. Цеховые школы возникали в XIII—XIV вв. Они содержались на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естество­знания). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была у возникших в то же время гильдейских школ.

Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заве­дения для девочек.

Первым городским школам пришлось преодолевать жесткий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в этих учебных заведениях опасных конкурентов церковного образова­ния. Поначалу городские школы находились под контролем цер­кви. Церковники урезали программы, утверждали учителей. По­степенно, однако, города избавлялись от подобной опеки, отвоевы­вали себе право определять программу и назначать препода­вателей.

Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педа­гог, которого именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: "Кто желает научиться бы­стро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за неболь­шое вознаграждение". Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу прежде всего духовники, поз­же — бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата была нерегулярной и меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и те подыскивали работу в другом месте. В результате , возникла особая социальная группа — бродячие учителя.

Программа городских школ по сравнению с программой цер­ковных имела более прикладной характер. Кроме латыни, изуча­лись арифметика, элементы делопроизводства, география, техни­ка, естественные науки.

Важной вехой развития науки и образования стало создание университетов

Университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами.

Большинство первых университетов имели несколько факультетов. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Так, на факультете искусств в основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, кото­рые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4