Законы и категории диалектики в педагогической практике

Вопрос №7

Раскройте диалектику причины и следствия на педагогическом примере с цепочкой причинно-следственных связей, когда каждое новое следствие , в тоже время причина другого следствия

Ничто не существует без причины, в силу которой оно существует. Все вещи и явления представляют собой следствия определенных причин и причинно связаны с другими вещами и явлениями. Поэтому отношение “причина-следствие “ следует рассматривать как существенный способ взаимосвязи вещей и явлений. Между причиной и следствием наличествует определенная взаимосвязь. При одинаковых условиях определенные причины вызывают одинаковые, определенные следствия. Каждая причина бывает следствием других причин, всякое следствие причина другого следствия.

Рассмотрим пример:

С виду благополучная семья. Муж не пьет, увлеченно работает. Двухлетняя дочь. Но папа не любит играть и вообще заниматься с дочерью, для него ребенок в тягость. "Вот когда будет у нас сын, тогда и буду играть с ним и мастерить" - таков его ответ.

Но именно в описанном возрасте закладываются основы различных вариантов чувства "мы". "Мы" - это семья: папа, мама и я. Или "мы" - это я с мамой, или "мы" это я с папой. Отец отстраняется от ребенка ему скучно и неинтересно со своей дочерью. Как следствие - "мы" - я с папой - оказывается непрочным, нечетким и эмоционально холодным. А "мы" - я и мама - не только более прочным и теплым, но и противопоставленным отцу. Семейное "мы " не формируется, а заменяется на "он" + "мы". Далее (следующее следствие) мать, как бы она ни относилась хорошо к мужу, также неизбежно будет отстраняться от него. И в ситуации конфликта, кризиса в семейных отношениях такой семье проще распасться (следствие) - ведь мать и дочь уже отделены от отца; как родители взрослые уже разъединены, семья имеет трещину, по которой может пройти раскол.

То, что отец не хочет общаться с ребенком, потому что этот ребенок - девочка, может иметь и другие следствия. Отношение отца к дочери может лечь в основу тех требований , которые она, став взрослой, предъявит своему мужу. Известно, что женщины из семей, в которых их собственные отцы играли отстраненную роль, выходя замуж ждут от мужей отношения, которого им не хватало от отца в детстве, то есть, стремятся играть в браке роль дочерей, однако такая установка жены неблагоприятна для брака. Вот такие далеко идущие последствия.

Что же лежит за нелюбовью к девочке (первопричина)? Может презрение к женщинам вообще? Или страх перед ними? Если мужчина любит свою жену, то разве она не должна распространяться любовь на дочь? А если этого не происходит, то может не все в порядке в чувствах его к жене? За желанием иметь сына может стоять самовлюбленность, желание видеть свое отражение в ребенке, или отцу что- то не удалось в жизни , мечты не сбылись и ему нужен сын, что бы перепоручить выполнение планов. Иногда матери сами неосознанно виноваты в отстраненности мужей. Рождение ребенка, сосредоточенность на нем, материнские заботы, мужу уделяется меньше времени, и он по-своему ревнует. В такой ситуации и сын может остаться без внимания отца. Все это необходимо обдумать, поговорить с мужем, найти истинные причины его поведения.

Вопрос №8

Степень объективности оценок учителя (воспитателя),от чего она зависит

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6