Грамматическая модель рода имени существительных.

Гроза

Тучи закрыли все небо. Сверкает молния. Гремит гром. Сильный ветер качает деревья. Льет дождь. Вода залила дорогу. Но вот гроза утихла. Стало светло. Дождь перестал. Опять засияло солнце. Дети бегут в сад.

Грамматическое задание:

подчеркните одной чертой существительные одушевленные, а двумя чертами неодушевленные. У всех существительных определите род.

Таблица 2. Знания грамматических категорий после систематического изучения.

Класс  

Кол-во учащихся правильно назвавших  

Опред . одушевленных  

Опред. рода  

Эксперимент. 26 человек  

22 (92%)  

21 (87%)  

Контрольный 26 человек  

18(75%)  

18(75%)  

В экспериментальном классе

из 26 человек, писавших работу, правильно определили одушевленность 22 человека, род имен существительных - 21 человек. Неправильность ответа в определении одушевленности во многом объясняется неумением правильно задавать вопрос, но главное - непонимание принципа одушевленности и неодушевленности. Неправильность ответа в определении рода объясняется, во-первых, невнимательностью. Во-вторых, абстракцией категории рода: для слов, не обусловленных значением половой принадлежности, род определяется по окончанию. С понятием окончания дети еще не знакомы. В-третьих, учащиеся вводят в заблуждение слова с мягким знаком на конце (конь, соль).

В контрольном классе

из 26 человек правильно определили одушевленность 18 человек, род - 18 человек.

При обучении по традиционной форме (контрольный класс) усвоение материала основывалось на репродуктивном методе.

При репродуктивном методе основной упор делается на запоминание. Память в этом возрасте у детей кратковременная, неустойчивая. Дети не могут удержать в памяти большой объем информации. Внимание в этом возрасте неустойчивое, непроизвольное, что так же влияет на запоминание .

В классе, где обучение имело проблемную направленность (экспериментальный класс), обучение основывалось на осмыслении программного материала. В связи с этим уровень качества знаний выше.

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала. При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучение, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает более длительное время внимание. Все это способствует созданию более прочных связей в коре головного мозга, а следовательно лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно - следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разроз фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Элементы сопоставления классификаций не только дают представления об изучаемом предмете, но и развивают мышление. Проблемная ситуация таким образом наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

Перейти на страницу: 1 2