Грамматическая модель рода имени существительных.

Прочитайте пословицы.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Ученье-лучшее богатство.

Старанье и труд свое возьмут.

Лес и вода - брат и сестра.

Растение - берегам спасение.

2. Как узнать род имен существительных?

Вывод

: Чтобы узнать род имен существительного во множественном числе нужно это существительное поставить в единственное число.

3. Выпишите существительные ж. р., м. р., ср. р.

Б. На уроках закрепления. Использовались следующие виды заданий.

Задание 1.

A) Выпишите в один столбик слова с окончанием  (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?) .

Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите

B) по рядам придумайте по два предложения, в которых было бы имя существительное ж. р. , которое обозначает время года, явление природы, состояние.

Задание 2 . Определите род имен существительных.

Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.

Вопрос учителя: Можно ли сразу определить род существительных? Почему?

Задание 3. Определите род существительных.

Седой туман поднимался над рекой, недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.

Задание 4 . Выпишите имена существительные, определить род.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко желтая листва.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Задание 5. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль

.

Кукушк

а, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка

, пестрыми.

Парил, высоко, в, коршун

, воздухе.

В. На этапе проверки применялись такие виды работ:

Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.

Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

Из трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную ночь на небе увидишь много звезд.

Задание 3. Составить рассказ из 3-5 предложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс -Чурбан»)

Вопросы:

1. Кто изображен на картине? (Ганс - Чурбан, козел) ;

2. Где они едут? (около, дорога, по, замок);

3. Что находится рядом? (Цветы, луга, трава);

4. Что он держит в руке? (Башмак).

Задание 4. Что такое имя существительное. Приведите примеры.

Почему слово пишется с большой буквы? Казахстан.

Как определить род имени существительного?

Определите род имен существительных: носки, столы, журналы, письма, коньки.

По какому принципу я разделила эти слова:

Конь машина

Собака кровать

кошка осина

медведь дерево

девочка бревно

Задание 5.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне . проснутся дерев .я набухнут почки побегут руч .и прилетят гр .чи и скворцы Саша и Ол .га повесят скворечники.

2 . Из каждой группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.

Задание б. Подчеркните существительные, напишите одушевленность и род.

Храбрый человек; пушистый кот;

Злая собака, дождливая осень.

Задание 7. Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?) . познается в беде.

(кто?) . сильна крыльями, а (кто?) . дружбой.

(что?) . с гор потекла - весну принесла. Волга

всем рекам . (кто?) .

Весенний (что?) . целый год кормит.

Земля кормит людей,, как (кто?) . детей.

Задание 8. Списав, обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто?что?

Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил теплый дождь рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там были караси.

Для доказательства эффективности проделанной работы был проведен констатирующий срез на знание грамматических признаков имени существительного. Этапы проведения эксперимента были те же, что и в начале года: писался диктант с последующим выполнением грамматического задания .

Перейти на страницу: 1 2