ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основываясь на вышеизложенных фактах, я провел анкетирование в своем классе для определения мотивов учебной деятельности. Ниже следуют вопросы анкеты предоставленные ученикам 10-го класса.

Анкета:

1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету ) интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7. Учусь потому, что нравиться узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравиться учитель по предмету (предмет).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей с родителями.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю думать, мыслить, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Как и ожидалось, многие ученики 10-го класса выбрали ответ № 4, так как именно в 10-м классе многие учащиеся начинают задумываться над тем, какой будет их будущая профессия. В этом возрасте одним из первых мотивов обучения является стремление поступить в желаемое учебное заведение. Интересен тот факт, что при проведении анкетирования (анкету заполняло 25 учащихся) помимо номера 4 многие учащиеся выбрали формулировки под номерами 4, 7. 10, 11; т. е. самые положительные мотивы. Но до проведения анкетирования у меня была возможность поговорить на эту тему индивидуально с каждым учащимся. Конечно, я делал это не напрямую, а как бы между строк; картина получилась не такая уж радужная. 10 человек честно признались, что учатся потому, что их заставляют родители и оказывают определенное давление за плохие оценки (хотя они не отрицали, что на урока нередко бывает интересно и им это нравится). 7 человек учатся потому, что в семье есть положительные примеры старшего брата или сестры, которые достигли в учебе, а также и в жизни, значительных успехов и родители ставят их в пример. 5 человек учатся в основном потому, что родители всячески поощряют хорошую успеваемость (в том числе поощряют материально). Остальные учащиеся отвечали, что учатся в основном потому, что так делают все и без этого нельзя будет потом получить работу. Все учащиеся при этом имеют любимый предмет и любимого преподавателя и отмечают, что на уроках им бывает интересно и некоторые говорят, что уже окончательно определились со своей будущей профессией. Также все ученики отметили, что в школе у них есть друзья, и они просто не будут их видеть так часто, если не будут ходить в школу.

Как известно, познавательный интерес старшеклассников связан с социально значимой познавательной деятельностью. У взрослых это может быть и работа по усовершенствованию конструкции и научное исследование, и повышение квалификации в своей области. У старшеклассника же это связано с выбором профессии. Для определения уровня познавательных интересов мною также было проведено анкетирование. Учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Связаны ли Ваши интересы с выбором будущей профессии?

А) связаны очень тесно

Б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности

В) никак не связаны

2. Обращаетесь ли Вы к серьезным источникам: пользуетесь ли научной литературой, работаете ли со словарями?

А) постоянно

Б) иногда

В) очень редко

3. Ставите ли Вы пред собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

Перейти на страницу: 1 2 3