Практика школьного воспитания

СССР (данные на конец 1980-х годов) две трети опрошенных социологами школьных работников сочли наиболее приемлемыми строгие меры воспитания.

Многие учителя осуждают школьное воспитание, основанное на регламентациях, подчинении и принуждении. Они решительно возражают против жестких форм наказаний, подвергая сомнению целесообразность самих поощрений и наказаний. Вот что пишет в этой связи французский педагог Б.Шлаен'. "Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестокостью, неуважением к старшим . Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов".

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника, стремлении обеспечить реализацию его возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно

поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

В рамках реализации гуманистической ориентации в воспитании в США в 70-80-х годах появились учебные заведения под названием "справедливые сообщества". В них (Бостон, Ридинг) удалось создать эмоционально комфортную обстановку, придерживаться кодекса справедливого, гуманного поведения, демократизировать взаимоотношения "учитель-ученик", "учитель-учитель", "ученик-ученик", согласовывать усилия наставников, мирно решать конфликтные ситуации. Воспитание осуществлялось через самоуправление (школьные и классные ассамблеи), в процессе социально полезной деятельности, с опорой на собственные традиции школьной жизни.

В школах США специалисты-психологи, входящие в группы "гайденс", оказывают поддержку ученикам в случае, если те сталкиваются с жестоким обращением и другими проблемами нравственно-этического свойства.

В США, в соответствии с существующей системой, учащиеся могут часто менять классы и учителей как в период начального, так и среднего образования. Такая система имеет недостатки в педагогическом отношении: возникновение стрессов, снижение дисциплины у учеников, привыкших к одному учителю. Но у этой системы есть и преимущества. При новом учителе у ученика появляется шанс занять более высокую позицию во взаимоотношениях с одноклассниками и педагогами. Например, дети, заполучившие ранее отрицательный имидж ("драчун", "маменькин сынок", "непоседа" и пр.), могут в новом классе и при новом учителе избавиться от нелестных ярлыков.

Едва ли не главной установкой в воспитании школьников в Японии является реализация идеи общинности. Приведем пример типичной сцены в японской школе. Учитель должен наказать шалуна. В качестве наказания он предлагает ему петь не в хоре, а в одиночку. Школьник тотчас разрыдался, так как для него было выбрано наихудшее - отлучение от совместной, общей деятельности класса.

Школьное воспитание в Японии - осколок многоликого общества, разбитого на страты, кланы, группы, научные школы, спортивные клубы и пр. Для того чтобы учащиеся получали опыт социальной жизни, японская школа целенаправленно осуществляет групповое воспитание. Классы поделены на группы, участники которых приобретают навыки общественной личности. Создание и функционирование групп процесс, далекий от стихийности. Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать застрельщиками ее деятельности. Такими лидерами считаются ребята, склонные к активной позиции, с широким кругом общения, сердечные и приветливые.

Состав групп и классов не является постоянным. Почти ежегодно учащихся перетасовывают, перемещая в параллельные классы. Такие подвижки с педагогической точки зрения имеют, по крайней мере, три цели. Во-первых, давать навыки поведения в условиях меняющейся среды. Во-вторых, исключить возможность превращения лидеров в диктаторов, разъединить чрезмерно близких приятелей, чтобы обеспечить равенство всех учащихся. И, наконец, в третьих, сделать учащихся более управляемыми.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6