Групповые формы.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей.

Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить спец. тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).

Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток (краткие выводы по обсуждаемой теме).

1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было «на равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции их семейного воспитания.

4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться .», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия .», «Мне нужна ваша помощь .».

6. Обсуждая с родителями проблемы обучения, воспитания их сына (дочери), ищите наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение, а не акцентируйте внимание только на проступках и негативных ситуациях.

7. Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.

Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов; диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, юристами).

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

n обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы.

n участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи.

n помощь в оформлении.

n ремонт кабинета.

n ведение кружков.

n создание органов самоуправления (родительский комитет, совет дел, проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновней, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Могут проводится совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

n поздравления с праздником, с днём рождения (подарки, сюрпризы);

n сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;

n рассказы о профессиях своих родителей;

n творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям;

n организация выставок результатов труда родителей.

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989г.