Структура педагогических способностей

В соответствии с нашим общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свой­ства личности, состоящие в специфической чувствительности к объ­екту, средствам, условиям педагогического труда и созданию про­дуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

Это определение педагогических способностей может быть от­несено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог препо­дает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельно­сти, которой он обучает.

Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей:

во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чув­ствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

В соответствии со сказанным, в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня: рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность фор­мирования чувственного опыта личности педагога); проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональ­ном становлении).

Рефлексия в социальной психологии понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. «Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зер­кального отражения индивидами друг друга, взаимоотображение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир пер­вого исследователя».

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:

1) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действитель­ности Находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатиеий проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентифика­цией, которая предполагает активную целенаправленную совмест­ную деятельность педагога с учащимися;

2) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изме­нений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и осо­бенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в ис­комый результат;

3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;

Уровень сформированности рефлексивных педагогических спо­собностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», то есть помо­гающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «пло­хой», то есть «подсказывающей» неверные решения. Известно, что интуиция — это эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логи­чески или недостаточных для получения логического вывода Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) форму­лирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. «Хорошая» интуиция про­является в принятии решений, продвигающих педагога к искомому результату, а «плохая» — в принятии решений, уводящих от него.

Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъек­тивно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (по­полнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информа­ции). «Хорошая» интуиция проявляется в том, что педагог экстра­полирует информацию о самых сильных, положительных свойствам личности учащегося, опираясь на которые, можно продвигать его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстра­поляции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентиро­вание которых уводит, как правило, от искомых результатов или даже «толкает» к противоположным.

Перейти на страницу: 1 2