Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний.

Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. ”Если спросят меня, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: Когда он впервые получает ощущение ”.

Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение “Все знания происходят из ощущений” вполне согласуется у него с положением “Все знания приобретаются из опыта”. ”Откуда же получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, он происходит”.(5,1,154)

Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: ”Наше наблюдение, направленное ими на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления”.

Таким образом, согласно Локку, опыт имеет как бы 2 измерения: чувственное, обращённое на внешний мир, и рациональное, направленное на саму познавательную деятельность.

Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело “непосредственно на протяжении всей своей жизни”.

“В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит” (стр.79).Выдвигая это положение, Локк рассматривает человеческое сознание-“душу» - при рождении человека, т.е. до того как она сможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную к восприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локк употребляет образные сравнения: “чистый лист белой бумаги”, а в латинском переводе своей книги – “выскобленная доска”(tabula rasa).По мнению Локка, содержание опыта – это, прежде всего ощущения, поступающие от органов чувств и доказывающие ”существование внешних вещей”.

При этом Локк считает, что усложнение психики ребёнка находится в прямой зависимости от его органов чувств. Заметим, что из учения Локка о роли опыта вытекали важные результаты для детской педагогики: необходимость учитывать индивидуальные особенности в развитии детей, принцип наглядности обучения и пр.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретико-методологической основой для разработки Локком положения о том, что искусство сенсорного чувственного восприятия является делом опыта и привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит всё развитие человека.

Как мы видим, ведущую роль в теории Локка играет понятие опыта и проблема происхождения человеческих идей. Если рассматривать эту концепцию в контексте времени, то становится понятны причины, по которым Локк так подробно остановился на разработке этих идей. На дворе стояла вторая половина 17 века. Эпоха Средневековья сменялась Новым временем. Старая схоластическая система образования не выдерживала испытание временем. Требовался “новый” человек. Идеалом новой эпохи становился предприниматель, делец, человек действия. Соответственно и педагогическая система должна была измениться, превратиться из схоластической в практикоориентированную, дающую знания необходимые для жизни. Подобную систему и попытался разработать Джон Локк.

Перейти на страницу: 1 2 3