Методика формирования нравственных отношений     младшего школьника на уроках чтения, либо внеклассного.

В результате проведенного анализа, выделяют данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта.

Оставшиеся испытуемые образуют самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.

Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

На втором этапе исследования формируют у учеников 2-х и 3-х экспериментальных классов ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, меняется только характер ее протекания.

Формирование ответственности проводится по следующим направлениям:

*организация взаимной деятельности учащихся на уроках;

*анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения;

*организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Доброжелательность формируется следующим образом:

*организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;

*систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.

Как видно из указанных направлений формирования, стараются избегать прямого научения школьников, создаются условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

На втором этапе исследования учащимся предлагаются такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:

Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

·«Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

Рассмотрение полученных результаты:

Прежде всего, анализируются изменения нравственного опыта во 2-х и 3-х экспериментальных классах. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов делятся на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.

В то же время меняется их количественный состав.

При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась, со средним увеличилась и с высоким увеличилась. Более детальное сравнение позволит проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй.

В целом 2 экспериментальных классов меняют свое положение, и могут попасть в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт будет свидетельствовать о том, что в результате формирования эксперимента у школьников 2 классов нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

В 3-х экспериментальных классах картина количественного распределения и изменения состава учащихся в группе может быть аналогична.

В целом выборки 3-х экспериментальных классов увеличивается число испытуемых с более высоким уровнем нравственного опыта.

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых 2-х, 3-х экспериментальных классов может отмечаться и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, могут чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повышается способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков могут быть более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольных классах, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных может быть не обнаружено (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых во 2-х, 3-х экспериментальных классах происходит в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3