Заключение

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффек­тивной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, оп­ределение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию пер­спектив дальнейшей деятельности.

Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приемами ра­боты с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. Содержательно такая динамика у первокурсника связана с развитием умений восприятия и воспроиз­ведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргумента­ции выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно твор­чество с элементами эксперимента, исследования. Все это достаточно сложно при заочной, тем более - дистантной форме обучения, тре­бующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с создани­ем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремле­ния к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с за­очниками велика роль организации совместной продуктивной деятель­ности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, опре­деляет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научно­го познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставле­ние разных точек зрения на одно и то же явление и т.д.

Условно выделяются две функции анализа педагогом организации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая - соответствие собственных действий преподавателя требованиям со­временной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить раз­ные теоретические концепции и тенденции массового опыта;

практи­чески-действенная - критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы - с данной группой студентов в зави­симости от ее специфики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, при­ближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на реше­ние профессиональных задач. Правильно, когда при подготовке кон­трольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные за­дания включаются преподаватели родственных дисциплин: использо­вание межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индиви­дуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенство­вания, правильном и своевременном осознании своей индивидуально­сти - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин­теллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов инте­рес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть ос­новными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной, методической и учебной литерату­рой; излагать учебный материал, составлять систему дифференциро­ванных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; ис­пользовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;

Перейти на страницу: 1 2 3