Подготовка к семинару

Учебные установки. В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизненно важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики; применять способы, приемы, методы практической конст­руктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пере­смотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собст­венных убеждений.

Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам, само­стоятельно проводит ряд практикумов из настоящего учебного посо­бия, что позволяет ему получить зачет автоматически. Представленные в практических материалах вопросы и задания составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками, допол­нительной литературой.

Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику не только подготовиться к экзаменам, но и к написанию кон­трольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, решать задачи нового класса.

Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по выбору к се­минару, практикуму и представить их преподавателям на сессию, это поможет подготовиться к третьему вопросу экзаменационного билета, представляющему собой нетиповую задачу.

Важно помнить, что выполнение семинарского или практического занятия из данного пособия поможет студенту-заочнику активно под­готовиться к такого рода занятиям и по другим учебным дисциплинам.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. С тематикой семинаров студенты-заочники знакомятся заранее, поэтому они могут подгото­вить ряд вопросов для выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Алгоритм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается осмыс­лить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить ос­новные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определе­ния со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы вы­ступления на отдельных листах для последующего внесения дополне­ний и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;

проанализировать собранный материал для дополнительной информа­ции по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по воз­можности проконсультироваться с преподавателем; относиться к соб­ранному материалу, как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и лите­ратурой по данной теме.

Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения сту­дента; обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми сту­денты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются во­просы для педагогической и интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходит "мозговой штурм" по нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты, которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы или в апробацию на практике. На сессии преподаватель обобщает ре­зультаты проделанной студентом работы.

Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения сту­дентов по актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как "Встреча умов и мнений", "Мое мнение таково .", "Каждый решает по-своему .".[2] Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебника, что позволит вам подготовиться к третьему вопросу экзаме­национных билетов по педагогике и научит умению рассуждать на проблемные темы.

Перейти на страницу: 1 2