О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы

Хронология помогает проследить становление и развитие литератур­ного процесса для детей, а жанровая характеристика - дефинировать фольклорную и авторскую точки зрения на те или иные описываемые си­туации. Деление на фольклорный и литературный материал устанавливает не только различия в миропонимании, но и в используемых средствах образной выразительности, привлечение которых служит самым разнооб­разным задачам: философским, художественным, прагматическим Наи­более ярко необходимость подобного деления проявляется при анализе сказок - народных, авторских зарубежных, русских и советских.

Народная сказка, отражая видение мироустройства данным коллективом, призвана была в персонифицированной форме решать вопросы человеческого бытия, адаптации его в быстроменяющемся мире. Начиная с эпохи Просвещения сказка народная утрачивает мировоззренческий аспект и воспринимается как нечто нереальное, обладающее, однако, большим воспитательным потенциалом. Персонификация стала просто волшебством. Первоначально авторская сказка была переложением народной с явно вы­раженной просветительской идеей автора. Таковы сказки Ш. Перро. С течением времени авторская сказка приобретает современные черты, оставаясь литературой для взрослых. Лишь с середины XIX века, сказки начинают сочиняться непосредственно для детей. В творчестве Р. Киплинга, А. Милна, Л. Керролла и др. сказка, становится действенным средством обучения, развития, воспитания и развлечения детей. В наибольшей степени обладая функцией виртуальной реальности авторская сказ­ка способствует решению многих задач образования. В этих целях опре­деляется система образов - это, как правило, дети, игрушки или животные, воспринимаемые детьми как в качестве друзей. Своеобразные идеи реализуют сказки зарубежных, русских, казахских и советских авторов. Их анализ позволяет создать целостную картину особенностей сказки, комплекс задач, решаемых при помощи различных сказок. И все это в непринужденной, ярко представляемой, эмоционально-позитивной и воздействующей составляющей процесса образования.

Сказке противостоят поэтические, прозаические и драматические жанры. Такое деление позволяет, прочнее усвоить специфику различных родов и жанров литературы, так как сказка имеет и прозаическую, и поэтическую, и драматическую формы. Вместе с тем она противопостав­лена литературным жанрам своей содержательной стороной.

К поэтическим жанрам в детской литературе относятся стихотворе­ния и небольшие поэмы, содержание которых доступно и интересно ребенку. Основные темы развертываемые в поэзии – картины природы, жанровые зарисовки и различные ситуации. Эмоциональное воздействие до­стигается ритмической организацией, которая должна быть банальной, т.е. общепринятой в данной поэзии. Любая оригинальная организация стихотворения может быть не воспринята ребенком, а, следовательно, не понята и смысловая сторона стихотворения или поэмы. Главная зада­ча поэзии - формировать художественно-эстетический вкус. Решается она путем постепенного - от простого к сложному - освоения художественного языка, его отдельных элементов и законов на взаимодействия. Ритм, рифма, звукопись, метафора, иносказание, как и многие другие средства художественной выразительности, сплавлены в поэтическом тексте в целостное художественное единство, хронологическое распо­ложение изучаемых произведений позволяет плавно усваивать факторы художественного впечатления: сначала почти изолированно, элементар­но, затем в минимальном сочетании, впоследствии в композитно. В ре­зультате учащиеся начинают их распознавать и воспринимать стоящие за ними мысли.

Из прозаических жанров в детской литературе преимущественно встре­чаются новеллы, рассказы и повести. Их общее свойство заключается в динамизме, постоянной смене событий, речевых характеристики и места действий. Динамизм удерживает постоянный интерес ребенка, так как ему хочется знать, что будет дальше, как герои преодолеют возникшие трудности. Этим же целям служат диалоги, они ускоряют движение собы­тий. Героями выступают дети, игрушки и животные, т.е. ребенку инте­ресно читать как бы "про себя" - так он воспринимает персонажей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4